Accessibility links

Генетика алкоголизма: природа дает шанс


Анти-алкогольная кампания в Киеве
Анти-алкогольная кампания в Киеве
Научный сотрудник Института общей генетики Российской Академии наук Светлана Боринская считает, что если ребенок получает от родителей гены, ответсвенные за развитие алкоголизма – вероятность того, что он станет алкоголиком – 50%. Но природа предоставляет нам свободу выбора, говорит Боринская. С ней беседовала корреспондент Радио Свобода Ольга Орлова.

Ольга Орлова: Светлана, можно я сразу задам такой вопрос, который всех очень интересует, тех, кто не разбирается в генетике: все-таки есть ли гены, отвечающие за склонность к алкоголизму? Может ли быть алкоголизм генетически обоснован?

Светлана Боринская: Да, конечно, такие гены есть, но нет одного гена, который бы отвечал за то, что человек должен обязательно стать алкоголиком. Алкоголизм рассматривается как болезнь с наследственной компонентой, при этом роль наследственности среды примерно одинакова - 50% наследственность, 50% среда.

Ольга Орлова: Но все-таки для обычного человека, если ему сказать, что у тебя шанс один к двум – это очень высокий шанс.

Светлана Боринская: Нельзя сказать, что у этого человека 50% вероятность развития алкоголизма. Это не одно и то же. Скорее так: эти проценты измеряются в исследованиях на близнецах. Есть близнецы однояйцовые и двуяйцовые, монозиготные и дизиготные. Монозиготные генетически идентичны. И если у одного из таких близнецов алкоголизм, с какой вероятностью он будет у второго? С вероятностью 50% будет. Для шизофрении, например, такая вероятность 80%. То есть не стать шизофреником, если есть наследственная предрасположенность, труднее, чем не стать алкоголиком.

Светлана Боринская:
Известно, что население Юго-Восточной Азии, китайцы, японцы, корейцы, вьетнамцы устойчивы к алкоголю. У 30%, а в некоторых районах у 50% популяции потребление алкоголя вызывает бурную реакцию - покраснение лица, головокружение, тошнота, сердцебиение, потоотделение, и человек чувствует себя настолько плохо, что выпить много не может и поэтому не может стать алкоголиком просто потому, что организм так тяжело реагирует. Это связано с тем, что у этих людей спирт очень быстро окисляется, превращаясь в альдегид, токсичное вещество. Окисление альдегида, которое у европейцев, например, происходит достаточно быстро, у жителей Юго-Восточной Азии просто заблокировано. Поэтому если такой человек выпьет стопочку водки, то у него концентрация токсичного альдегида в крови будет в 30 раз выше, чем у европейцев. Соответственно, эти гены защищают от алкоголизма, так скажем, по химическим причинам.
Наличие похмельного синдрома - это основание для постановки диагноза "алкоголизм".
С.Боринская


Процесс окисления алкоголя, первый и второй этап контролируется генами. Один ген определяет синтез фермента, фермент превращает алкоголь в токсичный альдегид, а второй окисляет токсичный альдегид, превращает в безвредный продукт. У китайцев, японцев первый фермент работает быстро, второй фермент почти не работает. Но я хочу подчеркнуть – не у всех. Есть китайцы, которые могут выпить столько же, сколько и европейцы. Говорят, что Мао Цзэдун был устойчив к действию алкоголя, то есть у него гены были европейского типа и поэтому любил спаивать свой партактив, все падали под стол, а он как настоящий мужчина ни в одном глазу. Я не знаю, насколько верны эти байки.

У европейцев такие варианты генов, которые позволяют выпить много. То есть у них спирт переходит в альдегид медленно, а альдегид окисляется быстро. И эффекты от выпитого, эти неприятные явления, они не проявляются таким образом. Наверное, все слышали, что для того, чтобы вылечить алкоголизм, вводят специальные препараты и человеку становится плохо, он может умереть от того, что выпил.

Ольга Орлова: Это называется, когда человек «зашился».

Светлана Боринская: На самом деле эти препараты прекращают действие.

Ольга Орлова: То есть превращают европейца в китайца.

Светлана Боринская: Да, они делают из европейца китайца по данному типу фермента на некоторое время. Эти гены не заставляют людей пить, но позволяют. У европейцев сочетание таких вариантов генов, которые позволяют им выпить много. Почему такие варианты распространились в тех или иных группах, в основном эти варианты генов, запрещающие пить, встречаются в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Интересно, что на Ближнем Востоке это совпадает с религиозным запретом у мусульман на потребление больших количеств спиртного.

Ольга Орлова: Вы хотите сказать, что на самом деле та генетическая картина, которая у них есть, она в принципе позволяла бы, им не нужно было бы вводить религиозный запрет, потому что все равно эта часть населения и так не склонна ни к алкоголизму, ни к употреблению спиртного?

Светлана Боринская: Не то, что она не склонна. В мусульманских странах тоже присутствует эта болезнь, но с гораздо меньшей частотой, чем в европейских и, тем более, в России. Как сказал один из коллег, не только религиозный запрет пить, но еще и гены помогают его выполнять.
XS
SM
MD
LG