Accessibility links

Христопулос: Казахстан внесет позитивную лепту в роли председателя ОБСЕ


Специальный представитель Греции, действующего председателя в ОБСЕ, Харалампос Христопулос
Специальный представитель Греции, действующего председателя в ОБСЕ, Харалампос Христопулос
ТБИЛИСИ---Специальный представитель Греции, действующего председателя в ОБСЕ, Харалампос Христопулос на этой неделе в последний раз посетил Южную Осетию. Греция передает место председателя в ОБСЕ Казахстану уже в январе. Христопулос дал эксклюзивное интервью корреспонденту “Эхо Кавказа” в Тбилиси Олесе Вартанян.

Олеся Вартанян: После вашей поездки в Цхинвали, южноосетинские агенства сообщали, что была достигнута некоторого рода договоренность о встрече грузинской и цхинвальской стороны в конце этой недели в Эргнети. Говорилось, что эта встреча должна была пройти по вопросам арестованных и пропавших без вести с обеих сторон. Позднее специальный представитель де-факто президента Южной Осетии по постконфликтному урегулированию Борис Чочиев сказал, что грузинская сторона отказалась от встречи. Предлагали ли вы провести какую-либо встречу и если да, то почему она провалилась?

Харалампос Христопулос: Я хочу сообщить вам, что во время председательствования Греции в ОБСЕ, была создана неформальная, конфиденциальная группа из представителей двух сторон и с участием ОБСЕ. Они встречаются регулярно, чтобы обсудить вопросы пропавших без вести и заключенных. Я могу сказать вам прямо, что у этой группы не будет встречи на этой неделе. У нас были консультации о возможности провести такую встречу, но на данный момент такая договоренность не была достигнута.

Вартанян: Было ли трудно организовать такую конфиденциальную группу, которая работает по делам арестованных и пропавших людей?

Христопулос: Нужно уметь убеждать людей. Но здесь вопрос не только в том, чтобы создать такую группу, но и в том, чтобы каждый раз добиваться согласия обеих сторон встретиться друг с другом. Когда мы организовываем встречу, мы смотрим на то, насколько в этот конкретный момент стороны смогут в ходе встречи добиться какого-то реального результата. Потому что, если конкретного результата встречи заранее не видно, сами переговоры могут только осложнить ситуацию. Так что, к работе этой группы надо подходить деликатно, и из-за этого так важно, чтобы все оставалось в секрете.

Вартанян: Касательно встречи, которая планировалась на эту неделю – был ли это именно тот случай, когда конкретного результата переговоров видно не было и из-за этого стороны решили не встречаться?

Христопулос: Я не хочу комментировать это предположение. Потому что, как я вам уже сказал, согласия провести встречу на этой неделе не существовало. Были только переговоры о возможности провести такую встречу, и я еще раз подчеркиваю, эти консультации конфиденциальны.

Вартанян: Касательно проблемы с заключенными и пропавшими без вести, какую роль в ее решении занимают изменения в политической ситуации в регионе? Можно ли сказать, что ее становится легче или труднее решать, когда политические отношения между сторонами становятся более доверительными или наоборот обостряются?

Христопулос: С самого начала нашего председательствования в ОБСЕ, мы подчеркивали, что это гуманитарный вопрос, который не должен политизироваться. Мы предложили такой подход обеим сторонам, и они с этим согласились. Но иногда согласованные принципы отличаются от того, что мы получаем в реальности. Мы с нашей стороны по прежнему пытаемся убедить обе стороны не политизировать эту проблему.

Вартанян: Будет ли эта конфиденциальная группа продолжать работать, когда председательствование Греции в ОБСЕ закончится?

Христопулос: Мы много говорили с послом Казахстана Нургалиевым, и он подтвердил, что они собираются продолжать все инициативы, выдвинутые во время греческого председательствования.

Вартанян: Южноосетинские де-факто власти часто говорят, что они не доверяют ОБСЕ из-за того, как повела себя эта международная структура во время войны. Как это отсутствие доверия отразилось на вашей работе?

Христопулос: Я думаю, что проблема с доверием в первую очередь должна быть адресована самим сторонам – это у них между собой есть проблема с доверием. Вопрос того, что кто-то не доверяет ОБСЕ, не стоит. Мы -- международная структура, которая до сих пор имеет возможность осуществлять регулярные визиты в Южную Осетию. То, что нас туда пускают, означает, что к ОБСЕ есть определенное доверие. Конечно, они регулярно напоминают, что воспоминания о войне все еще живы. Но это, так сказать, только часть разговоров.

Вартанян: Считаете ли вы, что Казахстану, у которого, как говорят, лучше и теснее отношения с Россией, придется столкнуться с меньшими проблемами в работе по Южной Осетии?

Христопулос: Председательствование Казахстана имеет свои преимущества для ОБСЕ, так как они были частью Советского Союза, они знают этот регион и у них есть свои собственные контакты как в России, так и в Грузии. Ведь все эти страны когда-то были частью одной страны. Казахи прекрасно разбираются в местной ментальности, и смогут внести свою позитивную лепту во время выполнения этой роли председателя ОБСЕ.
XS
SM
MD
LG