Accessibility links

Грузинский депутат представил “Хартию свободы”


Лидер парламентской фракции «Сильная Грузия» Гия Тортладзе
Лидер парламентской фракции «Сильная Грузия» Гия Тортладзе
ТБИЛИСИ---Лидер парламентской фракции «Сильная Грузия» Гия Тортладзе представил сегодня журналистам новый законопроект-Хартию свободы.

Тортладзе говорит, что Хартия свободы объединяет в себе два законопроекта-«О люстрации» и «Патриотический акт».

“Оба законопроекта в корне связаны с безопасностью страны, защитой конституционных прав наших граждан. Исходя из этого, мы объединили эти два законопроекта в одном, потому что так они больше и легче воспринимаются, чем отдельно,” говорит Тортладзе.

«Патриотический акт», определяющий проведение антитеррористических мероприятий на территории Грузии, был подготовлен Тортладзе и представлен в парламент 17 ноября. Согласно законопроекту, будет проводиться мониторинг административных границ Грузии с Абхазией и Южной Осетией, а также грузов, которые поступают на территории обоих регионов.

Законопроект также регулирует контроль за банковскими перечислениями больших денежных сумм. Некоторые политики тогда оценили «Патриотический акт» как дополнительную меру по легализации контроля над гражданами и сравнили его с «Патриотическим актом», принятым в США. Авторы законопроекта подчеркивают, что в грузинском документе нет пунктов о слежке и прослушивании, которые
Оба законопроекта в корне связаны с безопасностью страны, защитой конституционных прав наших граждан
являются основными положениями американского закона. По мнению эксперта, координатора международной политики грузинского Института общественных дел Торнике Шарашенидзе, главное при принятии этого закона – соблюдать баланс между мерами безопасности и стандартами демократии.

“Наше МВД очень эффективно работает. И если министерство нуждается в таком акте, то да. Но они и так справляются, и в этом нет нужды. Конечно, мы стоим перед большими угрозами. Но в то же время мы строим демократию, и надо все время сохранять баланс,” говорит Торнике Шарашенидзе.

Эксперт с осторожностью относится и к проекту закона «О люстрации».

“Насколько мы знаем, большая часть архивов была вынесена в Москву. Также известно, что в 70-80-х годах граждане Грузии, выезжая из страны, были вынуждены иметь дело с КГБ. Так что теоретически всех их можно обвинять в сотрудничестве с КГБ; надо в этом вопросе быть очень осторожным,” говорит Шарашенидзе.

В Хартию свободы, по словам депутата Тортладзе, закон о люстрации вошел без изменений. Бывшим сотрудникам КГБ, лидерам Компартии и Комсомола будет запрещено занимать высокие посты в администрации президента, в аппарате парламента и правительства, совете национальной безопасности, государственных высших учебных заведениях, департаменте статистики и на государственном телевидении и радиоканалах.

О новом законопроекте мало что известно в Ассоциации молодых юристов, хотя в организации хорошо знакомы с законопроектом о люстрации. “Молодые юристы” положительно оценивают тот законопроект, хотя говорят, что он нуждается в доработках.

По словам представителя организации Тамар Чугошвили, они даже направили рекомендации авторам законопроекта.

“Как одну из серьезных проблем в законопроекте мы рассматриваем тот факт, что не предусмотрено индивидуальное рассмотрение дел. То есть определенная группа людей автоматически попадает под воздействие этого закона. Это неправильно, плюс надо акцентировать внимание на том: добровольно ли эти люди сотрудничали с КГБ, или же это было вынужденное сотрудничество. Проблемой считается также срок ограничения. Этим людям до конца жизни запрещается занимать определенные должности. В европейских странах, где действует закон о люстрации, например в Чехии, это ограничение составляет 10 лет. После этого человек может уже занимать высокие государственные должности,” говорит Тамар Чугошвили.

Автор обоих законопроектов Гия Тортладзе заявляет, что списки «неугодных» опубликованы не будут. У этих людей также не отнимается право баллотироваться на местных выборах. А соавтор законопроекта Хартии свободы, эксперт антикризисного совета Леван Адеишвили подчеркивает, что законопроект учитывает все европейские стандарты, и принятие закона - шаг вперед в укреплении национальной безопасности, а также к европейским демократическим ценностям и их внедрению в Грузии.
В европейских странах, где действует закон о люстрации, например в Чехии, это ограничение составляет 10 лет. После этого человек может уже занимать высокие государственные должности


Представители правящей партии инициативу Тортладзе не комментируют, и говорят, что пока не ознакомились с законопроектом. Спикер грузинского парламента Давид Бакрадзе, комментируя ранее “Патриотический акт”, заявил, что законопроекты такого рода не должны ограничивать гражданскую свободу в стране ни в какой форме. После презентации Тортладзе в ближайшем будущем намерен инициировать рассмотрение своего предложения в парламенте.

Неизвестно, примет ли Хартию свободы нынешний парламент. Тема люстрации в парламенте Грузии обсуждается уже пятнадцать лет. Неоднократно были подготовлены почти аналогичные проекты. В феврале 2007 года в парламенте Грузии на пленарном заседании 45 голосами против 37 не прошел законопроект о люстрации. Тогда депутаты, выступающие против закона, отмечали, что и по данному вопросу не завершена дискуссия внутри самого большинства.
XS
SM
MD
LG