Accessibility links

Диалог лучше обороны


Поздравлений с Новым годом от Дмитрия Медведева удостоились Сергей Багапш и Эдуард Кокойты
Поздравлений с Новым годом от Дмитрия Медведева удостоились Сергей Багапш и Эдуард Кокойты
ВЗГЛЯД ИЗ МОСКВЫ -- Новый год новым годом, а в политических играх перерывов не бывает. Вот и российско-грузинские отношения снова оказались в топе новостных лент в первые дни 2010 года. Президент России Дмитрий Медведев, отправив специальные поздравления главам всех постсоветских государств, обошел своим вниманием президента Грузии Михаила Саакашвили. При этом от внимания наблюдателей не ушел тот факт, что поздравлений Дмитрия Медведева удостоились Сергей Багапш и Эдуард Кокойты. Российский президент пообещал в будущем году активную помощь Москвы в укреплении суверенитета Абхазии и Южной Осетии.

С одной стороны, в данной политической демонстрации нет ничего принципиально нового. Еще в сентябре 2008 года Медведев заявил, что считает политический режим в Грузии недееспособным, а президента Саакашвили «политическим трупом». Что ж, понятная логика. Не гальванизировать же собственными силами труп! Но с другой стороны, возникает вопрос, а может ли Москва полностью игнорировать Грузию, не считаясь с ее ролью и значением в кавказской геополитике? Заметим сразу. Речь идет не об абстрактных миротворческих соображениях, а о прагматике. Соображениями на эту тему хотелось бы поделиться.

Уже давно пора признать, что перманентные заявления официальных лиц о том, что «мы с грузинами до ухода Саакашвили не говорим» являются не более, чем пропагандистской формулой.

Не праздный вопрос, а с кем в Женеве разговаривают наши дипломаты? Или Гига Бокерия представляет уже сам себя, а не своего президента? А с кем вели переговоры и подписывали бумаги в декабре 2008 года представители «Интер РАО ЕЭС»? Напомним, что тогда между российской энергетической компанией и грузинским министерством энергетики был оформлен Меморандум о совместном управлении в течение 10 лет «Ингури ГЭС», крупнейшей гидроэлектростанцией Южного Кавказа (что вызвало, кстати, недовольство в Абхазии).

Спрашивается, с какого это времени данное грузинское министерство не подчиняется Михаилу Саакашвили? Экономическое присутствие российского бизнеса в Грузии после августа 2008 года не стало меньшим. Отсутствие дипломатических отношений не мешает работать в Грузии таким известным российским компаниям, как Лукойл, «Вымпелком», ВТБ, уже упомянутое «Интер РАО ЕЭС», ОАО РЖД (последнее делает «заход» через Армению). Не будем сбрасывать со счетов и взаимодействие по линии русской и грузинской православных церквей (в ноябре Патриарх Кирилл планирует встретиться в Баку с Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией Вторым). Все это создает предпосылки для того, что двусторонние отношения могут быть выстроены на прагматичной (а не пропагандистской основе). Если даже с командой Саакашвили после всем известных событий определенный уровень контактов поддерживается!

Добавим сюда тот факт, что с открытием армяно-турецкой границы значение Грузии, как уникальной транзитной страны заметно снизится. В этой связи интерес к российскому направлению транзита просто в силу соображений экономико-географического характера повысится. И это будет прагматичное основание для пересмотра отношений с РФ. Второе соображение касается безопасности. Резкая активизация террористической и диверсионной деятельности на российском Северном Кавказе сегодня происходит не под лозунгами этнического сепаратизма, а под знаменем радикального исламизма. Между тем, конечной целью исламистов является не Чечня и даже не Северный Кавказ. Они мыслят категориями глобального джихада.

Все это позволяет предположить, что активность боевиков не сегодня-завтра переместится по другую сторону Кавказского хребта, следовательно, Грузия и Россия самой жизнью будут принуждены к установлению приемлемых форматов кооперации в сфере безопасности.

Следовательно, искать способы и методы взаимодействия с Грузией необходимо. Не отступая от своих обязательств в отношении Абхазии и Южной Осетии, делая акцент на российских национальных интересах. Но при всем при этом, грузинское направление нельзя бросать. Поэтому надо пытаться самим более активно предлагать новую повестку дня для грузинского политического класса и экспертного сообщества. Так, как будто нет никакого Саакашвили. Только такое предложение должно делаться грузинским, а не московским грузинам. Не стоит также испытывать иллюзий относительно того, что новый президент Грузии (Ногаидели, Аласания или пока еще неизвестный имярек) повернет политику в отношении РФ, Абхазии и Южной Осетии на 180 градусов. И все же ведение диалога по принципу «соглашаться на взаимное несогласие» лучше и выгоднее, чем уход в глухую оборону. В прочем, для осознания этого требуются более тонкие настройки. Интеллектуальные и дипломатические.
XS
SM
MD
LG