Accessibility links

Тигровая пора


В неволе тигры обычно живут до 17 лет
В неволе тигры обычно живут до 17 лет
ТБИЛИСИ---Наступивший год считается по восточному календарю годом Тигра. В зоопарке в Тбилиси содержатся два тигра-20-летняя бенгальская старушка Мася и уссурийская красавица Салимат, которую сотрудники зоопарка зовут Салли.

Как говорит директор зоопарка, у какого зоопарка купили Масю уже никто не помнит, потому что за 20 лет потерялась документация.

А вот Салима приобретена по всем правилам в зоопарке Алма-Аты, который является членом EAZA- Европейской Ассоциации зоопарков и аквариумов. Так что перевоз молодой тигрицы соответствовал международным стандартам.

Тбилисский зоопарк подал заявку на вступление в EAZA. В течение полутора лет в Тбилиси должны приехать эксперты из Европейской Ассоциации для инспекции.

Казалось бы, что перед вступлением в EAZA условия содержания животных должны измениться, но в открытых вольерах содержится только уссурийская тигрица Салли. А вот бенгальская тигрица Мася осталась в старой клетке. И уже не первый год посетители видят, что Мася хромает.

Как говорит директор зоопарка, Зураб Гурелидзе, все беды Маси – из-за ее возраста.

“Она старая, когда тигры стареют, они втягивают свои когти. Всю жизнь она жила на бетонном покрытии, что не очень хорошо для животных-после этого у них расслабляются сухожилия, и очень часто эти когти впиваются в лапу. Надо усыплять и обрезать. Но она настолько старая, что мы боимся очень часто усыплять. В год раз мы обрезаем, но это надо делать, наверное, каждый месяц. А каждый месяц усыплять очень трудно,” говорит Гурелидзе.

Казалось бы, надо перевезти тигра в вольер, где покрытие – грунтовое и тогда когти втягивать не придется. Но тут Масю опять подвел возраст.

“Ее транспортировка очень трудна: тигра так просто не перевезешь, нужно усыплять, делать иммобилизацию, а это для старых животных опасно. Когда животные меняют место жительства, они начинают нервничать. Она привыкла к этой ситуации. Вольер очень плохой, я знаю, но для нее это обычно, она привыкла жить, и любое передвижение связано с риском,” говорит Гурелидзе.

В неволе тигры обычно живут до 17 лет, а Масе уже 20. Но Мася не утратила интерес к жизни.

“Она весьма общительна. Я люблю подавать голос, когда она голос подает, и она прислушивается, думает, что конкурент появился. Она предупреждает окружающих, что здесь главная,” говорит Пармений, механик аттракционов, которые расположены напротив клеток.

У посетителей разные впечатления от тигров. Тбилисский подросток Ника сочувствует тиграм: “Я знаю, что есть белый тигры, что они хищники, что они умные существа. Мне их жалко, потому что они тут одни...”

Механик Пармений говорит, что некоторые посетители дразнят животных.

“Это меня тоже бесит. По сути дела, эти тигры – заключеные, они пожизненный срок отбывают здесь. И вряд ли стоит над ними издеваться, это не по-человечески. У них же cвоя трагедия, своя судьба, они всю жизнь должны прожить здесь. И люди ходят, на них смотрят, и еще над ними издеваться, это по-моему, самое низкое,” говорит Пармений.

Как говорит директор зоопарка Зураб Гурелидзе, в этом году Тбилисский зоопарк только-только приступает к изучению тигров.

“Мы сейчас только-только создаем работу, сейчас идет регистрация поведения. Так что мы будем изучать поведение и экологию тигра. К сожалению, у нас нет возможности работать с этими животными в природе, но надеюсь, будет. И вторая тема - это размножение, создание генобанка,” говорит Зураб Гурелидзе.

К сожалению, мало кто из посетителей зоопарка смог что-либо рассказать о тиграх. Видимо, в современной жизни, мало кто интересуется животными вообще и тиграми в частности. В поэме Шота Руставели “Витязь в тигровой шкуре” встреча тигров с человеком заканчивается трагично для животных. Вот как описывается момент встречи главного героя с тигрицей и львом:

Меч я бросил и тигрицу, спрыгнув на землю, схватил.
Я искал ее лобзаний ради той, кого любил.
Но она рвала мне кожу и рычала что есть сил.
Распалился я от боли и прекрасную убил.

Ничего не мог я сделать с тварью той неукротимой,
Я ее ударил оземь, гневом яростным палимый.
И припомнил я внезапно, как я ссорился с любимой,
И едва в тот миг не умер от тоски невыносимой.
XS
SM
MD
LG