Accessibility links

Фамилия, которая говорит сама за себя


Если вы знакомитесь с абхазом и он называет свою фамилию, уже безошибочно можно сказать, потомком какого рода – княжеского, дворянского или крестьянского – он является
Если вы знакомитесь с абхазом и он называет свою фамилию, уже безошибочно можно сказать, потомком какого рода – княжеского, дворянского или крестьянского – он является
СУХУМИ---Если вы знакомитесь с абхазом и он называет свою фамилию, уже безошибочно можно сказать, потомком какого рода – княжеского, дворянского или крестьянского – он является. Так, фамилии Маршан (или Маршания), Инал-ипа, Дзяпш-ипа, Чхотуа, Шат-ипа, Чабалурхва – это княжеские. Ну, и, конечно, еще Ачба и Чачба. Правда, носителей последней фамилии – владетельных князей Абхазии – сегодня можно насчитать лишь несколько человек.

Дворянские – Акиртава, Атумава, Ашхацава, Блабба, Гарцкия, Генаба, Допуа, Званба, Куджба, Лакрба, Маан (или Маргания), Миканба, Папба, Садзба, Хахубия, Цыба, Шакрыл, Эшба… Это наиболее распространенные фамилии из списков, приведенных в книге известного абхазского историка Шалвы Инал-ипа «Антропонимия абхазов». Остальные абхазские фамилии – крестьянские.

Так же, как и в остальных регионах СССР, после установления советской власти быть потомком аристократического рода являлось весьма опасным. Тот же Шалва Денисович Инал-ипа не раз вспоминал, как тяжко ему приходилось в юные годы. Причем скрыть свое аристократическое происхождение, как это нередко делалось, например, в России, уже из-за фамилии в Абхазии было невозможно.

В последние три-четыре советские десятилетия этих страхов уже не осталось. Правда, представители старшего поколения в анкетах по инерции старались подчеркнуть: «Родился в бедной крестьянской семье», но в быту, хорошо это помню, считалось престижным породниться с княжеским или дворянским родом. Правда, облекалось это в разговорах, да и сейчас облекается, обычно в шутливую форму: никаких сословных привилегий носителям таких фамилий они не дают.

Уже в позднеперестроечный период в СССР, как известно, стали возникать Дворянские собрания. В Абхазии тоже заходили об этом разговоры. Кстати, возглавить такое собрание, по распространенному мнению, мог бы тогда ныне покойный известный абхазский общественный деятель Зураб Ачба. Но эскалация политической и межнациональной напряженности, а затем грузино-абхазская война отодвинули это на периферию общественного сознания.

В первые послевоенные годы также было не до этого, но лет десять назад представители аристократических фамилий стали собираться и обсуждать планы по созданию Дворянского собрания. Встречи этой инициативной группы проходили в Республиканской больнице, где главврачом уже много лет работает другой Ачба – Лев. Но начались определенные разногласия, и дело заглохло.

Сегодня все протоколы прошедших собраний находятся у одного из их участников – председателя республиканского профсоюза работников госучреждений Владимира Маргания. По его словам, председателем Дворянского собрания большинство его потенциальных членов хотели бы избрать известного абхазского поэта Виталия Амаршана. Но и сам Амаршан, и многие другие сомневаются в целесообразности создания Собрания. А вдруг кто-то посчитает, что этот шаг будет способствовать разделению общества и т.д.

Между тем летом 2004 года живущий в Москве поэт Денис Чачхалиа организовал в Сочи, в гостинице «Жемчужина», Всеабхазский аристократический конгресс «Абаза». Почему именно в Сочи? Одна из причин – проезд в Абхазию гражданам из стран дальнего зарубежья был тогда затруднен: российские пограничники их не пропускали. Кстати, Денис Чачхалиа, занимающийся туристическим бизнесом, организовал его в рамках т.н. конгрессного туризма.
Конгресс прошел с успехом, в нем в частности участвовали потомок князей Чачба-Шервашидзе, бывший в свое время министром энергетики Болгарии, – Никита Шервашидзе и его сын Андрей.

Конгрессу, правда, предшествовал небольшой скандал в Абхазии. Сухумец Лорик Александрович Маршания (не путать с живущим ныне в Тбилиси Лориком Виссарионовичем Маршания) даже выступил по Абхазскому телевидению и объяснил, почему лично он не поедет в Сочи: а вдруг туда приедут нежелательные персоны из Тбилиси, с которыми он не хочет иметь ничего общего? Это мнение разделяли тогда и представители некоторых других живущих в Абхазии аристократических родов.
Через пару лет Денис Чачхалия провел там же еще один такой же конгресс. А вот Дворянское абхазское собрание в республике пока так и не создано.
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG