Accessibility links

Наркомания - бич чеченского общества


Наркомания в Чечне – продукт экспорта
Наркомания в Чечне – продукт экспорта
В криминальных сводках из Чеченской республики выявление участников бандформирований уступило первое место борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Как водится, мероприятиям по противодействию торговле и употреблению наркотиков придан характер кампании – недавно Чечня приняла участие во Всероссийской антинаркотической акции «Сообщи, где торгуют смертью». Близится еще одна памятная дата – оказывается, 26 июня будет отмечаться, уж не знаю, как Международный день борьбы с наркоманией. Но все это не просто кампанейщина. Надо заметить, что проблема действительно существует – наркомания становится настоящим бичом чеченского общества, масштабы употребления наркотиков в современной Чечне беспрецедентны.

Наркомания здесь имеет примечательную историю. Самым распространенным наркотическим средством остается пока марихуана. Дикорастущая конопля, сорняк, которого хватает на полях Чечни, наркотических свойств не имеет. Своей Чуйской долины у нас нет. Поэтому, курение травки было раньше не очень популярно. Наркомания в Чечне – продукт экспорта. Прежде всего, из Средней Азии, куда чеченцы были высланы при Сталине, и куда потом самостоятельно ездили на заработки. Заодно перенимая некоторые обычаи местного населения.

И все же анаша не была товаром массового спроса, пока в Чечне не расквартировалась федеральная армия. Российские солдаты и офицеры дали толчок рынку наркотиков, а дальше рынок развивался и рос уже по собственным законам.

В числе причин нынешнего успеха наркоторговли первой является сухой закон, практически действующий на территории республики. Торговля алкоголем если и не запрещена полностью, то очень сильно ограничена. И, как это известно из общемировой практики, ограничение употребления алкоголя автоматически увеличивает спрос на прочие одурманивающие средства. Особенно если жизнь такова, что терпеть ее без наркоза совсем не осталось сил. Помимо марихуаны в ход пошли тяжелые и синтетические наркотики.

Но есть и вторая причина, не менее важная, социальная. И дело не только в бедности, безработице, депрессии и отсутствии экономических перспектив. Вернее, не только в этих трудностях, взятых по отдельности. Социальные и экономические неурядицы в сочетании с общей обстановкой послужили основой для возникновения проблемы другого уровня и характера.

На наших глазах в чеченском обществе происходит очередной раскол. Мы не будем брать в расчет радикальных экстремистов. И в мирном большинстве люди начинают делиться на два класса, граница между которыми становится все более четкой.

Первый класс принимает правила игры, с той или иной степенью искренности следует нормам официального ислама, в целом поддерживает политику власти, абстрагируясь от частностей произвола и коррупции. И посвящает себя единственному занятию – поддержанию и укреплению собственного благосостояния, в рамках имеющихся возможностей, которые, конечно, очень разнятся у чиновника и таксиста. Но и чиновник, и чернорабочий оказываются солидарны в некотором общем отношении к действительности.
Второй класс формируют те, кто не смог или не захотел вписаться в наличествующую реальность. Эти люди стремительно маргинализируются, в том числе стремятся бежать от жизни в наркотическую иллюзию. Наркомания, безусловно, социальная болезнь и в Чечне особенно. Стихийный протест, не находя других форм выражения, выливается в эскапизм, отрицание реальности и, как следствие – в массовое употребление наркотиков.

С такой бедой одними рейдами и акциями не справишься. Нужны меры социального и политического характера, вовлекающие население в общественную жизнь. Но при нынешней системе власти подобные изменения не представимы.

Поэтому дым отечества будет становиться все гуще и специфический запах конопли в нем будет явственней день ото дня. Вплоть до нового поворота в истории нашей маленькой страны.
XS
SM
MD
LG