Accessibility links

Чудной документ


Желание местных властей регулировать порядок найма на работу иностранных граждан понятно: столкнувшись после войны 2008 года с резким притоком рабочих, они оказались неспособны защитить интересы оказавшихся без работы местных жителей
Желание местных властей регулировать порядок найма на работу иностранных граждан понятно: столкнувшись после войны 2008 года с резким притоком рабочих, они оказались неспособны защитить интересы оказавшихся без работы местных жителей
МОСКВА---В де-факто Республике Южная Осетия обсуждают правительственное постановление об утверждении правил выдачи разрешительных документов для работы в республике иностранным гражданам. Эксперты ожидали, что это постановление поможет разрешить проблему занятости как местного населения, так и приезжих рабочих. Однако, наш постоянный автор, эксперт общественной организации «Правовая инициатива по России» Варвара Пахоменко, проанализировав постановление, пришла к выводу, что оно сегодня лишено смысла.

Вчера официальное издание газета «Южная Осетия» опубликовала постановление правительства республики «Об утверждении правил выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Республике Южная Осетия».

Желание местных властей регулировать порядок найма на работу иностранных граждан понятно: столкнувшись после войны 2008 года с резким притоком рабочих не только из России, но и из стран Центральной Азии, они оказались неспособны не только защитить интересы оказавшихся без работы местных жителей, но обеспечивать общественную безопасность, регулировать резко возросшие цены на продукты и услуги.

Принятый документ является почти полной копией аналогичного постановления правительства России, в котором «Российская Федерация» заменена на «Республику Южная Осетия». Это, в общем, неудивительно: тексты российских законов адаптируют, к примеру, страны Центральной Азии. Но принцип, по которому было принято это постановление, не совсем понятен.

В российском документе порядок выдачи разрешения на работу подразумевает возможность получения такого разрешения как иностранцам, которым для въезда в страну нужна российская виза, так и тем, кому она не нужна. В осетинской редакции по какой-то причине под понятием «иностранный работник» решили понимать только тех, кому необходимо получение визы для посещения республики.

Можно было бы предположить, что преференции предоставляются гражданам каких-то стран, с которыми действует безвизовый порядок въезда. Однако на официальном сайте МИДа республики значится, что «для въезда на территорию Республики Южная Осетия не требуется виз Республики Южная Осетия». Говоря проще, югоосетинских виз вообще не существует.

Таким образом, становится вообще непонятно, для кого писался и принимался новый документ и что именно он будет регулировать. А главное, по какому принципу в Южной Осетии создается законодательная база.

Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты в интервью организации «Международная кризисная группа» заявил, что для восполнения пробелов в законодательной базе республики и разработки новых документов наняты российские эксперты. Речь сейчас даже не о том, что кто-то получил деньги за «написание» этого документа. Непонятно, существует ли вообще у этих экспертов и местных властей – президента и парламента или находящегося в конфликте с ними правительства – хотя бы какое-то видение развития региона. Возможно, проблема как раз в этом конфликте и в том, что каждый готов отвечать только за себя. Так, введение виз и определение порядка пересечения границ – вопрос политический, решение по которому должно быть одобрено местными югоосетинскими властями. Правительство Бровцева, скорее представляющее Москву в регионе, позиционирует себя ответственными только за хозяйственную часть.

В итоге, желая решить проблему трудовых мигрантов, правительство сталкивается с другой проблемой – отсутствия правил въезда в Южную Осетию. И даже если оставить пока проблему проезда из Южной Осетии в Грузию, не меньше вопросов остается при проезде из России. Югоосетинского пограничного пункта пропуска там не существует. Когда в прошлом году я пыталась выяснить порядок въезда иностранцев в республику, то от неофициальных источников в российской погранслужбе услышала примерно следующее: «Если есть минимум двукратная российская виза, пусть кто угодно едет, у нас никаких больше вопросов нет, а что у осетин – не знаем».

После сегодняшнего решения Международного суда по Косово споры о статусе Южной Осетии наверняка вспыхнут с новой силой, но вне зависимости от того, когда и кем она будет признана или не признана, сейчас там живут люди, и живут они фактически в зоне, свободной от права и законодательства. Принимая заведомо неработающие законы, власти оставляют людям небольшой выбор: защищать себя подручными средствами или уезжать из Южной Осетии.
XS
SM
MD
LG