Accessibility links

Не просто слова


Собравшиеся правозащитники вольность языка политиков объясняют синдромом безнаказанности
Собравшиеся правозащитники вольность языка политиков объясняют синдромом безнаказанности
ТБИЛИСИ---В Грузии гражданский сектор пытается на законодательном уровне препятствовать языку вражды и ненависти. В Тбилиси в офисе общегражданского движения “Многонациональная Грузия” состоялась рабочая встреча правозащитных организаций. Поводом послужило заявление президента Саакашвили, сделанное им на встрече с высшими должностными лицами в министерстве финансов 27 июля.

Критикуя госчиновников Саакашвили спросил: “Значит мы негры?” Эта фраза правозащитниками была расценена как проявление языка вражды.

Слабость к оскорбительным и унизительным выражениям в Грузии испытывает не только президент. Пристрастием к некорректным выражениям прославился бывший кандидат в президенты, лидер единой оппозиции Леван Гачечиладзе

Политический спор опонентов часто переходил в словесное и не только нападение во время политических ток-шоу в прямом эфире.

Оппозиционер Каха Кукава и Шота Малашхия в прямом эфире телекомпании “Маэстро” угрожали друг другу, что “набьют морду друг другу”.

Руководитель международного центра конфликтов и переговоров Гоги Хуцишвили говорит, что тенденция может стать опасной, тем более когда к языку ненависти прибегает президент страны, хорошо знающий международное право.

“Меня поразило то, что он в своей речи допустил такое высказывание и не один раз. Были случаи, когда лидеры определенных крупных
Борьба с языком ненависти и законодательная гармонизация - одно из обязательств, которое Грузия взяла на себя перед Советом Европы
государств позволяли высказывания, которые являются расистскими и дискриминационными, но за этим следовала серьезная реакция общества, которая вынуждала лидера извиниться. У нас и этого нет, у нас какая-то полная апатия в этом отношении. И это очень опасно, потому что это может быть воспринято как зеленый свет, чтобы все употребляли такие термины”,- говорит Хуцишвили.

Любовь политиков к некорректным выражениям правозащитник Эмиль Адельханов объясняет привычкой

“Это давно вошло в обиход и никогда не было наказуемо. Я думаю, что большинство из тех, кто употребляет такие выражения, им и в голову не приходит, что они совершают какой-то серьезный проступок. Для него это так же естественно, как, например, выпить стакан воды”,- говорит Адельханов.

Собравшиеся правозащитники вольность языка политиков объясняют синдромом безнаказанности. Агит Мирзоев, исполнительный директор организации “Многонациональная Грузия” говорит, что правозащитникам придется работать по двум направлениям

“Это законодательная инициатива, которая бы в полной мере регулировала бы вопрос, связаный с языком вражды. И второе, общественная кампания, выявление общественного мнения, привлечение общественности к разрешению данной проблемы. Борьба с языком ненависти и законодательная гармонизация - одно из обязательств, которое Грузия взяла на себя перед Советом Европы”,- говорит Мирзоев.

Георгий Гоциридзе, юрист ассоциации молодых юристов говорит, что существующий закон неэффективен и Грузия не до конца
Без серьезной общественной поддержки, эта инициатива имеет мало шансов на успех, потому что наш парламент, наверное, неохотно будет реагировать на осуждение действий президента
выполняет взятые перед Советом Европы обязательства.

“У нас есть статья 142 уголовного кодекса, которая предусматривает ответственность за дискриминацию. В последнем докладе Европейской комиссии против расизма и нетерпимости говорится, что эта статья фактически не работает. В нем приведены такие определения, которые невозможно доказать. Мы считаем, что закон должен прийти в соответствие с международными стандартами, которые предусматривают наказание за употребление языка ненависти”,- говорит Гоциридзе.

Организаторы встречи еще не определили какое наказание должен нести человек за употребление языка вражды. Заал Анджапаридзе, представитель фонда “Сотрудничество Евразия” считает, что это уже должны решить законодатели. Хотя Анджапаридзе считает, что решающую роль в этом случае играет общество.

“Без серьезной общественной поддержки, эта инициатива имеет мало шансов на успех, потому что наш парламент, наверное, неохотно будет реагировать на осуждение действий президента. Даже штраф и общественное порицание будет серьезным отвергающим фактором для тех политиков, которые допускают в своей речи вот такие проявления ненависти”,- говорит Анджапаридзе.

Часть социологов и психологов склонны к мнению, что политиков порой провоцируют сами избиратели, которым ближе простые, порой вульгарные высказывания. А значит правозащитникам придется работать и в этом направлении.
XS
SM
MD
LG