Accessibility links

Шейх суфийского ордена Мавлави об исламском суфизме


Празднование 800-летия рождения Руми в Стамбуле в 2007 году
Празднование 800-летия рождения Руми в Стамбуле в 2007 году
ПРАГА---Чем объясняется огромная популярность на Западе произведений средневекового мусульманского поэта Джалалуддина Руми на фоне растущих антиисламских настроений? Можно ли рассаматривать суфизм отдельно от ислама? Кто такие современные суфии? На эти и другие вопросы отвечает переводчик произведений Руми на английский, шейх суфийского ордена Мавлави доктор психологии из Калифорнии Ибрагим Гамард. С ним побеседовал наш коллега из Северокавказской службы Муртазали Дугричилов.

Муртазали Дугричилов: В Коране лишь дважды говорится о взаимной любви Создателя и Человека. Но любовь к Богу невозможна без любви к ближнему. Независимо от того, какой он веры. Доктор Ибрагим Гамард принял Ислам в 1984 году. Вот как он об этом говорит:

Шейх Ибрагим Гамард: Меня воспитывали как христианина, и мое самое глубокое убеждение выражалось цитатой из Библии, что Иисус – мир ему – говорит: “Отче, не Моя воля, но Твоя да будет”. Так что я уже был мусульманином, но не знал об этом. В колледже я начал изучать мистицизм, познание о духовном состоянии сознания, которое выходит за рамки обычного рассудка и интеллекта. И через несколько лет я понял, что суфизм привлекает меня намного больше, чем любой другой вид мистицизма, который я изучал. И только более чем через десять лет, после того, как я еще глубже изучил Ислам, я в конце концов признал, что суфии всегда были правоверными мусульманами. И поскольку к тому времени я уже несколько лет учил фарси, мне было легко выучить арабский настолько, чтобы прочитать Коран.

Муртазали Дугричилов: Некоторые западные исследователи считают суфийский орден Мавлави наследственным, хотя это не совсем так. В 2007 году его шейхом стал профессор из Калифорнии Ибрагим Гамард. Он вспоминает:

Шейх Ибрагим Гамард: Это произошло в несколько этапов. Мне был выдан соответствущий документ с одобрением – ijaazat, - иджаза - написанный старым турецким Оттоманским шрифтом и подписанный нашим лидером. Затем была скромная церемония в комнате на втором этаже мечети, где один из старейших мевлеви произвел меня в шейхи, как о том распорядился наш лидер. Он прочитал строки Корана по-арабски, распоряжение нашего лидера инициировать меня в шейхи по-турецки, а затем надел на меня тюрбан шейха. Так мы сидели, равные друг другу, в отличие от церемонии инициации обычных членов мевлеви, когда вступающий в орден сидит ниже, на полу, и кладет голову на колено шейха. Затем нас сфотографировали, а затем было небольшое торжество. Во время моей следующей поездки в Турцию я провел большую часть Рамадана в городе Конья, поскольку все произведенные в шейхи традиционно удаляются в этот город на 18 дней для молитв. На это время мой тюрбан шейха был положен на десять дней под покрывало гробницы Мевланы Руми для благословения, или бараката. Я также выполнил ряд покорных актов служения, или хидмат, - подмел внешний двор и вымыл пол перед гробницей Мевланы.

Муртазали Дугричилов: Оппоненты суфиев испокон веков выступают против безусловного авторитета шейхов и их чрезмерного возвеличивания. Сегодня на Северном Кавказе авторитет суфийских шейхов используется властями в качестве идеологического инструмента против религиозного радикализма. Вправе ли суфии сотрудничать с властями? Не противоречит ли такой альянс суфийскому мировоззрению?

Шейх Ибрагим Гамард: Я читал, что в США некоторые университетские профессора по Ближнему Востоку советовали американскому правительству сделать так, чтобы суфии правили Афганистаном. Они были убеждены, что суфии – это противоположность исламистам. Но это наивно, потому что суфии – мусульмане, и они, как и все другие мусульмане, могут варьироваться по своим взглядам от либералов до консерваторов. И суфи не должны позволять, чтобы ими манипулировали правительства. Вместо этого они должны сосредоточить внимание на том, что составляет существо исламского суфизма – культивировать ценности и думать о Боге, они должны избегать напыщенной показухи и экстравагантных изречений.
XS
SM
MD
LG