Accessibility links

Бессрочные пациенты психиатрических больниц Грузии


По словам Арчила Талаквадзе (справа), в Грузии зарегистрированы 100 000 человек, которые испытывают психические проблемы. Существующие клиники могут принять только 1000 больных
По словам Арчила Талаквадзе (справа), в Грузии зарегистрированы 100 000 человек, которые испытывают психические проблемы. Существующие клиники могут принять только 1000 больных
ТБИЛИСИ--В психиатрических больницах Грузии более 1000 пациентов остаются в тяжелых бытовых условиях - это один из результатов мониторинга, проведенного в учреждениях этого профиля. Мониторинг о состоянии прав человека в этих учреждениях осуществлял офис народного защитника при финансовой поддержке Евросюза. В опубликованном сегодня докладе говорится о множестве проблем, с которыми приходится повседневно сталкиваться людям с психическими заболеваниями.

Ежегодный доклад по состоянию прав человека в психиатрических больницах представил помощник народного защитника Арчил Талаквадзе. Он входил в группу правозащитников, которые в этом году проводили мониторинг во всех психиатрических больницах. В Грузии их всего шесть. Две – в Тбилиси, и по одной в Батуми, Сурами, Кутири и Бедиани. Арчил Талаквадзе говорит, что во время посещения этих мест, его, как правозащитника, больше всего потрясла существующая там атмосфера:

«У этих людей развился госпитальный синдром. Из-за бессмысленной рутины, из-за быта, не оринтированного на результат, из-за однообразного лечения, которое основано только на фармакологических средствах и не служит цели вернуть пациента в общество, люди
У этих людей развился госпитальный синдром. Из-за бессмысленной рутины, из-за быта, не оринтированного на результат, из-за однообразного лечения
теряют интерес, навыки и желание вернуться в это общество. Они предпочитают быть изолированными. Пора, чтобы государство не только вкладывало инвестиции в эти больницы, но и подумало о создании сервис-центров вне госпиталя. Нужно развить диспансерную сеть, внедрить новые сервисы, выделить финансы, чтоб пациентов можно было вывести из психиатрических больниц».

Всего в Грузии зарегистрированы 100 000 человек, которые испытывают психические проблемы. Существующие клиники могут принять только 1000 больных. Но, по словам Талаквадзе, из этих 1000 более 400 человек не нуждаются в постоянном пребывании в стационаре, и только лишь из-за того, что им некуда идти, практически здоровые люди остаются в больницах. Психиатрическая клиника совмещает и функцию приюта. За последние годы правительство увеличило финансирование психиатрических больниц с 4-х миллионов до 10 миллионов лари. Омбудсмен Грузии Георгий Тугуши говорит, что улучшилось питание, открыто детское стационарное отделение, но, в основном, в этой сфере ничего не меняется. Георгий Тугуши, говоря о невыносимых условиях в психиатрических больницах, приводит такой пример:

«В феврале в здании института им. Асатиани было плюс 11 градусов. Психически больной человек фактически находился в морозильнике, и только после визита представителей Европейского комитета против пыток туда принесли 12 электрообогревателей. Врачебный персонал не проходит переподготовку и поэтому их профессиональный уровень очень низкий, отстает от современных стандартов. Это очень печально, потому что школа психиатрии в Грузии всегда была одной из передовых».

По результатам мониторинга условия в психиатрическом научно- иследовательском институте им. Асатиани - наихудшие. Тем не менее, директор института по клинической части Кетеван Гиголашвили говорит, что лечение проходит по международным стандартам: пациенты получают медикаменты, у них 4-разовое питание. Содержание пациента в больнице в день обходится 20 лари, это приблизительно 10 доларов. Из-за маленькой зарплаты и тяжелых обязанностей, людей, заинтересованных работать санитарами в таких учреждениях, почти нет. Однако, помимо выделения финансов, Кетеван Гиголашвили для исправления ситуации в психиатрических больницах обязательным считает комплексные меры:

“Психиатрия - это такая отрасль, на которой отражается экономическая, политическая, культурная жизнь страны. У нас тяжелое положение, политическая нестабильность, мы пережили вооруженные конфликты и экономические кризисы, и в таких условиях сложно о чем-то говорить. После августовской войны психиатрические проблемы отошли на задний план, так что все это не однозначно».

Кетеван Гиголашвили надеется, что министерство здравоохранения сдержит слово и построит новую больницу. А пока ожидать инвесторов и создания новых сервис-центров пациентам придется в прежних условиях. Тех людей, которые уже не нуждаются в госпитальном лечении, но родственники не могут содержать их дома и поэтому оставляют в психиатрических больницах, правозащитники называют бессрочными пациентами, по аналогии с бессрочными заключенными.

XS
SM
MD
LG