Accessibility links

Девелоперский интерес


Багапш мотивирует свою идею тем, что, во-первых, «бизнес приходит в Абхазию, и он хочет строиться»
Багапш мотивирует свою идею тем, что, во-первых, «бизнес приходит в Абхазию, и он хочет строиться»
СУХУМИ – В сегодняшнем номере газеты «Коммерсант» вышло интервью с президентом Абхазии Сергеем Багапш, в котором он, помимо всего прочего, затронул очень щепетильную для абхазского общества тему. Он заявил, что настоит на том, чтобы уже к началу следующего года был принят закон, разрешающий россиянам приобретать в Абхазии недвижимость.

Данный проект уже год находится в парламенте и принят в первом чтении. Несмотря на то, что Багапш, как он сам признается российскому изданию, является сторонником разрешения россиянам приобретать в Абхазии любую недвижимость, ему приходится учитывать местную специфику и настроения в обществе. Поэтому сейчас он ограничивает снятие запрета лишь рамками первичного жилья. То есть, если закон будет принят на тех условиях, что предлагает глава государства, россияне смогут приобретать жилье лишь в новостройках. Багапш мотивирует свою идею тем, что, во-первых, «бизнес приходит в Абхазию, и он хочет строиться»; во-вторых – снятие запрета положит конец различным криминальным схемам, когда вкупе с приобретенной недвижимостью, дабы ее легализовать, россияне покупали абхазское гражданство; и в-третьих – строительство нового жилья даст возможность закрыть свои долги перед теми людьми, которые потеряли свое жилье во время войны.

Многим живущим в давно признанных государствах действительно не понять суть опасений абхазов относительно разрешения иностранцам приобретать в республике недвижимость. В большинстве своем это непонимание базируется на чистой экономике – ведь снятие запрета привлечет в страну дополнительные инвестиции и позволит увеличить доходы в казну. Но при этом забывается, что речь идет о стране, которая через кровопролитную войну завоевала государственность и только-только строится. У этой страны, помимо экономических проблем, есть и масса других, не менее важных. Для самих абхазов – это и вопрос безопасности, и вопрос демографии (возвращения на историческую Родину сотен тысяч абхазов, рассеянных по всему миру в результате Кавказской войны), это и проблема сохранения и развития абхазского языка, и многое другое. Сейчас крайне опрометчиво подходить к этому вопросу только с экономической точки зрения и не замечать других проблем.

Самое большое опасение абхазов заключается в том, что они боятся в очередной раз оказаться на своей родине национальным меньшинством с дальнейшей перспективой пересмотра существующего формата абхазской государственности. Ведь снятие ограничений на приобретение недвижимости может за короткий период кардинальным образом изменить национальный состав Абхазии, и даже необязательно, чтобы рост численности населения был достигнут за счет русских. Это могут быть и грузины – граждане Российской Федерации, которых почти миллион. И надо сказать, что для данной категории никаких законных препятствий в возможности пустить корни в Абхазии придумать невозможно. Ведь не запишешь в документе, кто из россиян имеет право приобрести себе кусочек Страны Души, а кто нет. В перспективе человек, который приобрел в Абхазии недвижимость, может спокойно прописаться в ней и затем, по истечении пяти лет, так же спокойно натурализоваться, то есть стать полноценным гражданином Абхазии.

Каких-то десяти лет достаточно, чтобы искусственным путем увеличить количество граждан Абхазии как минимум вдвое. А второго «Абхазпереселенстроя», существовавшего со сталинских времен, когда Абхазию в массовом порядке заселяли грузинами, и это впоследствии привело к серьезному изменению национального состава, а затем и к грузино-абхазской войне, страна может и не пережить. По той простой причине, что большинство ее граждан будет рассматривать дальнейшую перспективу абхазского проекта через призму толщины бутерброда. Захочет стать республика частью Краснодарского края или вернуться, допустим, в состав Грузии - нет проблем, в этих условиях проведение референдума по изменению статуса государства может стать чисто техническим мероприятием.

С другой стороны, надо учитывать и тот уровень коррупции в Абхазии, который, при отсутствии какой-либо борьбы с этим явлением, уже зашкаливает за все допустимые нормы. Даже сейчас, при существующем запрете, в Сухуме, Гагре, Пицунде и т.д. можно увидеть, как осуществляется градостроительная политика. Были бы деньги, и можно построить что попало и где угодно, хоть в парковой зоне. А что будет, как только снимут запрет, можно лишь догадываться. Тут и «каменный мешок» Сочи со временем может показаться раем.

Так что, прежде чем идти на снятие запрета по приобретению недвижимости иностранцам, нужно все-таки учесть все существующие риски и выработать защитные механизмы. Но ничего этого пока нет. Зато есть интересы девелоперов, которые необходимо удовлетворить.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
XS
SM
MD
LG