Accessibility links

Абхазская общественность высказалась по поводу серии убийств мусульман


Мусульманская община Абхазии насчитывает, по данным руководства ДУМ, около 260 прихожан, то есть немногим более 0,1 процента населения

СУХУМИ--После очередного вооруженного нападения на представителей мусульманской общины Абхазии (в октябре был убит один и ранены двое прихожан Гудаутской мечети, до этого, в июле, убит глава Гагрского районного отделения Духовного управления мусульман Абхазии) отсутствие адекватно-громкой реакции руководства и общественности страны стало выглядеть уже просто неприличным. При этом нелепо было бы сделать вид, что религиозный мотив тут ни при чем. В самом деле, несмотря на рост в последние годы мусульманской общины Абхазии, она насчитывает, по данным руководства ДУМ, всего около 260 прихожан, то есть немногим более 0,1 процента населения Абхазии. И если суммировать все случаи убийств и покушений на убийства прихожан обеих, сухумской и гудаутской, абхазских мечетей за последние несколько лет, то вырисовывается неопровержимая логическая цепочка…

Многие считают, что последний теракт в Гудауте, когда троих мусульман стали расстреливать возле мечети, должен был как минимум повлечь за собой выступление президента Абхазии по государственному телевидению. Но этого не последовало. Спустя пару недель после гудаутской трагедии я встретил в центре Сухума руководителя администрации ДУМ Абхазии Тимура Дзыба, и мы разговорились о сложившейся ситуации. Я предложил ему дать мне развернутое интервью, но он сказал, что на днях в Центре «Мир без насилия» им. Зураба Ачба состоится беседа за «круглым столом», где будет большой разговор на эту тему.

Действительно, пусть и после некоторой паузы, но общество наше отреагировало на развернувшуюся «охоту» на мусульман. Хотя осталось и немало недоговоренностей. Не только потому, что многие вполне логично считают: не имея достоверных данных о том, кто стоит за этими преступлениями, не стоит заниматься публичным изложением своих субъективных версий. Но некоторые известные в Абхазии личности и сейчас, знаю это доподлинно, по разным причинам отказываются вообще озвучивать свое отношений к происходящему. В основном, потому, что не хотят вызывать отрицательную реакцию тех или иных групп людей.

Во время встречи в Центре им. Зураба Ачба прозвучало много критики в адрес властей республики. Некоторые говорят, что именно поэтому Центру стратегических исследований при президенте РА было поручено провести «правильное» обсуждение темы. Беседа за «круглым столом» в ЦСИ состоялась через неделю. Она в самом деле получилась гораздо более спокойной, «академической», хотя и слишком уж обтекаемой, изобиловавшей общими словами и призывами. Кстати, на нее пришли, в отличие от предыдущей встречи, и представители других конфессий. Было и выступление главы православных христиан Абхазии отца Виссариона, тоже довольно обтекаемое, но в котором он не раз повторил, что убийство – это нарушение одной из главных христианских заповедей, смертный грех.

Однако это второе обсуждение уже не могло «отменить» некоторые высказывания, прозвучавшие в ходе первого, намного более откровенного разговора, и вызвавшие недоумение в обществе. Например, высказывания вице-премьера правительства Абхазии Даура Тарба, который акцентировал внимание на том, что жертвы нападения у гудаутской мечети ОТСТРЕЛИВАЛИСЬ. И обмен репликами по поводу того, что мусульмане «раздражают» многих своим внешним видом. Среди реплик этих были и довольно язвительные: почему, мол, бороды у мусульманских священнослужителей, в отличие от православных, кажутся кому-то «вызывающими»?

Если же попытаться подвести итог состоявшимся дискуссиям в целом, то можно сказать так. Серия терактов, направленных на истребление и устрашение немногочисленной мусульманской общины Абхазии, в очередной раз высветила, обнажила многие наши внутренние проблемы. Это и слабость правоохранительных органов, которые все послевоенные годы раз за разом, за редчайшим исключением, оказывались неспособными «взять след» и раскрыть заказные убийства. Это и то, что в нашей стране, где всегда гордились своей веротерпимостью, где на протяжении веков мирно уживались две мировые религии и другие конфессии, в этой сфере начинает проявляться ксенофобия. Один репатриант из Аджарии с горечью рассказывал, как на следующий день после теракта в Гудауте услышал такой диалог на Сухумском рынке на абхазском языке: «Слышала, в Гудауте мечеть взорвали?..». «Ну и правильно сделали!». Понятно, что участницы этого диалога – представительницы темнейших слоев населения, которые, как правило, являются разносчиками как искаженной информации, так и ксенофобских настроений. Но понятно и то, что кто бы ни был организатором «охоты на мусульман Абхазии», – это злейшие, коварные враги не только самих мусульман, но и всей нашей страны, всего народа. Ибо их цель – не только убийства, но и разжигание розни в весьма немногочисленном народе.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

Ваше мнение

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG