Accessibility links

В поисках идиллии


Муфтии, слишком открытые для сотрудничества с властью, не пользуются доверием в исламских общинах и воспринимаются то ли как коррумпированные чиновники от конфессии, то ли как осведомители МВД или спецслужб
Муфтии, слишком открытые для сотрудничества с властью, не пользуются доверием в исламских общинах и воспринимаются то ли как коррумпированные чиновники от конфессии, то ли как осведомители МВД или спецслужб
ВЛАДИКАВКАЗ---8 декабря в Москве состоялась учредительная конференция вновь созданной "Всероссийской ассоциации мусульман", в которую по утверждению учредителей, вошли уммы Ставропольского и Пермского краев, Мордовии, Урала и Рязанской области. Руководителем всероссийской ассоциации мусульман избран муфтий Старополья Мухаммад Рахимов.

Один из учредителей новой исламской структуры, муфтий Пермского края Мухаммедгали Хузин заявил в интервью Интерфаксу, что причиной для создания новой организации "стала назревшая потребность и важность консолидации мусульманского сообщества России".

«Необходимо обособиться от конфликтов и междоусобиц, которые мешают развитию мусульманского сообщества», - заявил муфтий Хузин.

Заявление обидное для трех старших сестер - уже существующих в России исламских структур – Совета муфтиев России, Центрального духовного управления мусульман и Координационного совета мусульман Северного Кавказа. Возникает закономерный вопрос - а они-то, чем занимались все эти годы?

Впрочем, ни одна из этих структур не стала комментировать появления нового «смежного ведомства».

Пресс-секретарь Совета муфтиев России Гюльнар Газиева отказалась от комментариев, по ее словам , хотя бы потому, что пока не знает о чем идет речь. Новая структура свалилась как снег на голову. Единственное, что сказала пресс-секретарь Газиева - далеко не все имамы, перечисленных учредителями всероссийского муфтията областей, поддержали новую структуру.

Российские СМИ уже заявили о создании структуры в пику уже существующим по инициативе светских властей.

Дескать, председатель Совета Муфтиев Равиль Гайнутдин был известен своими связями с экс-мэром Москвы Юрием Лужковым, теперь новый мэр Виктор Собянин создает структуру «под себя».

Как бы в подтверждение заявлениям российской прессы, Муфтий Хузин заявил о том, что «более 10 мусульманских организаций, вошедших во всероссийский муфтият, активно работают в автономном режиме, в полном согласии с региональной властью. На протяжении пяти лет каждая из них накопила значительный опыт в рамках региональной модели мусульманского строительства».

Та же история и с созданием Ставропольского муфтията- ранее входившего в ДУМ КЧР и Ставрополья,- структуру Координационного центра мусульман Северного Кавказа.

На протяжении последних четырех лет власти Ставрополья настаивали на создании собственного муфтията, неподконтрольного координационному центру Северного Кавказа.

Мотивация этого решения – «кавказцы не могут справиться со своими проблемами, куда уж им решать наши».

Много обид высказывали ставропольские власти, когда объединенное с Карачаево-Черкессией духовное управление не смогло воспрепятствовать радикализации мусульман в восточных районах края, где компактно проживают ногайцы.

Ради отделения власти Ставрополья пошли на беспрецедентные шаги – пообещали вернуть соборную мечеть в Ставрополе, где сейчас размещается художественный музей, и снять запрет со строительства мечети в Пятигорске. Говорит председатель Координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев:

«Мне сказали, вот, для Ставропольского края, для муфтията они выделят мечеть старую, которая в Ставрополе. Ради такого дела – пожалуйста. Но они не дали ни то, ни другое, и та мечеть, которая есть сейчас в Пятигорске, им не дают разрешение достраивать ее. Вчера мы были у полпреда Хлопонина, и как раз об этом мы там и говорили, что им не дают разрешение на строительство».

Правда, теперь власти края подчеркивают, что не имели отношения к этим процессам, а умма разделилась сама. Говорит председатель комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества Борис Калинин:

«Решений никаких не было принято. Появляются различные религиозные организации, они принимают решения, они сами уже смотрят, насколько удовлетворяются их потребности, как лучше удовлетворять свои духовные, религиозные потребности. Мне кажется, что связывать создание новой российской ассоциации исламского согласия, мне тоже кажется, надо вот именно с увеличением количества религиозных организаций исламских. А появление новой организации, мне кажется, все-таки расширит возможности для диалога. Как внутрирелигиозного диалога, внутри исламско-российского, и межрелигиозного».

Светские власти Ставрополья явно недооценивают проблемы, на которые они замахнулись, и миграционных потоки из северо-кавказских республик.

За постсоветские годы в Ставрополье только из Дагестана переселилось около 300 тысяч человек. Миграционный поток из соседних республик растет с каждым годом, - Ставропольский край это не только столица Северного Кавказа, это и деловой, прежде всего, торговый центр Кавказа. В местных ВУЗах обучаются тысячи кавказских студентов.

Большую часть ставропольской уммы, живущей на два дома, вряд ли можно считать хоть как-то подконтрольной местному духовенству. Отделение от кавказский муфтиятов – это разрыв последних, и без того ничтожных, рычагов влияния на местную исламскую общину.

Демонстрация сближения с властью также не в пользу нового муфтията.
Муфтии, слишком открытые для сотрудничества с властью, не пользуются доверием в исламских общинах и воспринимаются то ли как коррумпированные чиновники от конфессии, то ли как осведомители МВД или спецслужб.

В этом смысле поиски идиллии межу региональными муфтиями и чиновниками в рамках новоявленной «исламской доктрины» – «обособиться от конфликтов и жить в согласии с региональной властью», имеют значение только для них самих.

Для чиновников – в виде довеска к административному ресурсу, для имамов – в виде личного благополучия и административной защиты.

Поэтому увеличение исламских институтов до 4 или до 40 не имеет, ровным счетом, никакого значения для тех, ради кого они якобы создаются.
  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG