Accessibility links

Cтолкновение принципов


Позицию Москвы на итоговой пресс-конференции озвучил российский представитель на Женевских дискуссиях Григорий Карасин
Позицию Москвы на итоговой пресс-конференции озвучил российский представитель на Женевских дискуссиях Григорий Карасин

ТБИЛИСИ--Заявления о неприменении силы не помогли создать основу для подвижек переговорного процесса в Женеве. Стороны обменялись привычными обвинениями и разъехались по домам.

И на этот раз мало что предвещало прорыв в ходе Женевских дискуссий. Участники встречи предчувствовали, что обсуждение опять продлится дольше обычного, но будет безрезультатным.

Подвижки были возможны только в том случае, если одна из сторон отказалась бы от своей принципиальной позиции и пошла на уступки. Этого не произошло. На данный факт обратил внимание один из трех сопредседателей Антти Турунен:

«Без сомнения, все зависит от политической воли сторон. Мобилизация политической воли станет важным шагом, который поможет нам сделать шаг вперед».

Еще до начала Женевской встречи грузинские политики добивались, чтобы вслед за сухумскими и цхинвальскими властями заявление о неприменении силы сделала и Россия. Москва заняла позицию формального невмешательства, согласно которой Абхазия и Южная Осетия – независимые страны, а Россия не имеет прямого отношения к вопросу подписания соглашения о неприменении силы.

Эту позицию Москвы на итоговой пресс-конференции озвучил российский представитель на Женевских дискуссиях Григорий Карасин:

«Не считая себя агрессором и не считая себя стороной в конфликте, мы не принимаем логику, по которой Грузия и некоторые другие страны настаивают на том, чтобы Россия делала какое-либо заявление об одностороннем отказе об использовании силы. Мы никогда не использовали силу в инициативном порядке. Мы использовали ее для отражения агрессии. Поэтому главные заявления были сделаны со стороны президентов Южной Осетии и Абхазии».

В ходе пресс-конференции Григорий Карасин подчеркнул, что независимость двух конфликтных регионов остается «важной гарантией для спокойного существования жителей Абхазии и Южной Осетии».

Российский представитель посоветовал грузинской стороне «смириться с этим фактом» и признать государственность этих двух территорий. Принципиальную позицию Тбилиси в отношении территориальной целостности Карасин назвал «бесперспективной линией»:

«Мы действительно разочарованы такой негибкостью Тбилиси, которая, кстати говоря, основана на не совсем верных сигналах, которые посылают в адрес Грузии некоторые ее союзники».

Во время своего выступления Карасин несколько раз упомянул выражение «грузинские союзники», но ни разу не уточнил, кого конкретно он имеет в виду.

Специально на вчерашнюю встречу в Женеву приехал замглавы Госдепа США Филип Гордон. После переговоров в беседах с журналистами он подчеркивал, что заявление России о неприменении силы создаст условия для дальнейшего предметного обсуждения возможностей урегулирования конфликтов.

Глава грузинской делегации на Женевских дискуссиях Гига Бокерия в интервью «Эху Кавказа» не скрывал «глубокого разочарования» от вчерашней встречи. Его возмущение вызвало то, что Россия не только отказывалась брать на себя обязательства о неприменении силы, но и то, что она «фиксировала нечеткую позицию, существует ли вообще договор от 12 августа [Медведева-Саркози]».

В этом отношении грузинская сторона была недовольна тем, что сопредседатели дискуссий не зафиксировали «твердой позиции». Вот как Бокерия объяснил ожидания Тбилиси в отношении сопредседателей:

«Необходима четкая позиция по тому направлению, что Россия – это сторона конфликта. И призыв к России сделать ответные шаги».

Как сетовали некоторые из представителей сторон, вчерашняя встреча отбросила содержание дискуссий на два года назад, то есть на время начала переговорного процесса после августовской войны 2008 года.

XS
SM
MD
LG