Accessibility links

Чечня в судах Европы, России и Арабских Эмиратов


За последние две недели Европейский суд по правам человека вынес несколько решений, связанных с преступлениями, совершенными в прошлые годы в ходе вооруженного конфликта
За последние две недели Европейский суд по правам человека вынес несколько решений, связанных с преступлениями, совершенными в прошлые годы в ходе вооруженного конфликта
МОСКВА---Страсбургский суд продолжает выносить решения по так называемым чеченским делам в пользу заявителей против России. Одновременно на судебных процессах в Австрии и Москве вспоминают Рамзана Кадырова в связи с убийствами его политических противников и оппонентов. Рассказывает член правления правозащитного общества «Мемориал» Александр Черкасов.

Из Чечни только хорошие новости. Сразу после пересечения административной границы республики с Ингушетией, вы попадаете на четырехполосный хайвей в лучших европейских традициях. В Грозном башенные краны новостроек и яркие огни. Плохие новости, пожалуй, только из судов, и то из-за пределов республики.

За последние две недели Европейский суд по правам человека вынес несколько решений, связанных с преступлениями, совершенными в прошлые годы в ходе вооруженного конфликта.

Руслан Таймасханов из села Пригородное Грозненского района исчез в декабре 2002 года. Шамхану Тумаеву из села Валерик Ачхой-Мартановского района увезли в сентября 2004 года. Оба они исчезли. Несмотря на то, что российские власти отказались предоставить Европейскому суду по правам человека большую часть следственных документов по этим делам, все-таки было вынесено решение о том, что их стоит считать погибшими, что ответственность за их гибель несет Россия. За каждого исчезнувшего Россия должна заплатить 60 000 евро – возмещение моральных издержек. И, кроме этого, нужно провести расследование самого преступления.

Хотя российская сторона и утверждает, что в делах нет никаких свидетельств причастности к этим преступлениям российских силовиков, все-таки есть основания в этом сомневаться. Об этом говорят материалы другого дела, рассмотренного 21 декабря в Страсбурге. Двое подростков погибли в окрестностях Урус-Мартана в 2000 году в результате ракетного обстрела. Суд, исследовав материалы дела, выяснил, что не были опрошены ни свидетели происшедшего, ни военные, возможно причастные к этому, не были исследованы осколки, чтобы выяснить, что это – ракета или артиллерийский снаряд. Не было сделано ничего. В итоге, решение против России. Впрочем, в тот же день в Страсбурге вынесли решение еще по одному делу об исчезновении человека.

В пределах самой России с расследованием дел получается гораздо хуже. Так по дело об убийстве Натальи Эстемировой, адвокаты, представляющие потерпевшую сторону, безуспешно пытаются получить доступ к материалам уголовного дела. Между тем, иск Рамзана Кадырова, который подал два заявления, и по гражданской, и по уголовной ответственности правозащитного центра «Мемориал» и Олега Орлова за утверждение последнего о причастности Рамзана Кадырова к убийству, это дело все еще идет в московском суде. В последнем заседании 16 декабря были заслушаны двое свидетелей: заместитель директора московского представителя Human Rights Watch Татьяна Лакшина и сотрудница «Мемориала» Екатерина Сокирянская.

Что они рассказали суду? В общем, практически ничего нового. Екатерина Сокирянская указала на то, что по нескольким делам о гибели или исчезновении противников или оппонентов Рамзана Кадырова, так или иначе в материалах есть свидетельство его прямой или косвенной причастности. Это и рассматривающееся сейчас в Вене дело об убийстве Умара Исраилова, это и рассмотренное в Дубае дело об убийстве Сулима Ямадаева, это, наконец, рассмотренные в Москве дела об убийстве Руслана Ямадаева, и о покушении на убийство младшего из братьев - Исы Ямадаева. В каких-то из этих дел фигурирует напрямую Рамзан Кадыров, в каких-то - люди из его ближайшего окружения. Татьяна Лакшина рассказала про то, как Рамзан Кадыров дважды: во время встреч в июне 2004 года и в марте 2008 высказывался о Наталии Эстемировой весьма нелицеприятно, и даже угрожал ей. Впрочем, это далеко не конец московского процесса «Кадыров против Орлова». Следующее заседание состоится 13 января.

У любых хороших новостей такого рода, как из Чечени, есть и обратная сторона: всегда мы можем узнать, рано или поздно, истину. Как по тем делам, которые рассмотрены в Страсбурге. В конце концов, замечательный хайвей, начинающийся у чечено-ингушской административной границы, кончается еще до поворота на село Самашки.
XS
SM
MD
LG