Accessibility links

Социальный протест ветеранов грузино-абхазского конфликта


Ветераны грузино-абхазского конфликта объявили голодовку перед мемориалом павшим за территориальную целостность Грузии
Ветераны грузино-абхазского конфликта объявили голодовку перед мемориалом павшим за территориальную целостность Грузии
ТБИЛИСИ--Сегодня в Тбилиси участники вооружённого грузино-абхазского конфликта 1992-1993 годов объявили голодовку перед мемориалом павшим за территориальную целостность Грузии. Таким образом ветераны пытаются привлечь внимание властей к своим социальным проблемам.

На площади Героев – два мемориала в честь павших за территориальную целостность Грузии. Один – гигантская стела из стекла, ночью светится яркими огнями. Второй мемориал - это чёрная мраморная стена с фамилиями павших в боях в Абхазии и Южной Осетии. У Вечного огня застыли два караульных в красных мундирах. Этот мемориал теряется на фоне стелы, здания цирка и огромного дома, построенного в так называемом «сталинском» стиле. Тем более оказались незаметными около мемориала 17 ветеранов грузино-абхазского конфликта. Они начали сегодня акцию протеста около Вечного огня.

Как сказал мне один из инициаторов голодовки Малхаз Топурия, основная цель акции – привлечь внимание правительства к проблемам социально незащищенных слоёв общества не только бывших военных:

«Мы – одна социальная группа, ветераны войны, но в данном случае я не считаю, что мы только свою сферу выражаем. Это и врачи, и артисты, и учителя – вся основная масса в нашем положении находится. Знаете, очень красиво, когда ёлки стоят, но когда у тебя дома все голодные, сыну ёлку не покажешь - ему в первую очередь кушать хочется».

Пособие ветеранов составляет 25 лари. В этом году их социальный пакет был урезан. К тому же, закрылась и единственная клиника, обслуживавшая ветеранов бесплатно.

«Кроме этого, чисто социального, мы ощущаем на себе давление моральное, психологическое. Мы разложили фотографии погибших за территориальную целостность Грузии. Эти фотографии висели в одном из государственных учреждений Грузии, а конкретнее - в здании Национальной гвардии. Но кто-то из руководителей снял их и выбросил в мусор. В мусоре мы нашли эти фотографии», - говорит Малхаз Топурия.

На скамейке в сквере лежали почти выцветшие черно-белые фотографии с улыбающимися молодыми лицами. Рядом с фотографиями стояли зажженные поминальные свечи.

В Абхазии фотографии погибших на этой войне никто не смеет снять со стен. Напротив, их держат в рамках, возле них часто лежат свежие цветы.

«Их ценят больше, чем нас. Во-первых, они победители. Так скажем. Я сомневаюсь, что можно назвать победой то, что они получили, но они лучше нас. Вообще, в такое положение своих ветеранов ставить... В тех странах, с которых мы пример берем, все по-другому. Например, в США если кто-то избирается в Конгресс, у него большой карт-бланш - если в какой-то войне участвовал, хотя американцы тоже во Вьетнаме проиграли. А в нашей стране при этом правлении это почему-то стало отрицательным прошлым», - говорит ветеран.

Нельзя сказать, что руководство Грузии забыло о тех, кто воевал в Абхазии и Южной Осетии. Стеклянная стела на площади в честь погибших была установлена, например, в этом году. Но вот к живым ветеранам отношение менее внимательное.

Абхазские ветераны создали уже две политические организации. Но в Грузии бывшие участники войны и не стремятся вмешиваться в политику. Их требования носят чисто социальный характер. 17 грузинских ветеранов намерены голодать у Вечного огня до 7 января. В письменном виде свои требования к правительству или парламенту они не направляли.
XS
SM
MD
LG