Accessibility links

Тигр, чем-то неуловимо напоминающий кролика


Ахра Смыр
Ахра Смыр
Подвести итоги года для Абхазии оказалось делом нехлопотным. Всё благодаря тому, что основная масса значимых событий пришлась на середину и конец уходящего года, начинался который дремотно, в атмосфере традиционного пережевывания на Брехаловке недавних президентских выборов.

Наиболее интересным результатом второго срока правления Багапша стало назначение на должность премьер-министра страны бессменного министра иностранных дел Сергея Шамбы. Президент сложил остроумную и иезуитскую комбинацию, позволившую ему обеспечить себе политический ресурс фактически на ровном месте. Багапш столкнул на внутриполитическом поле Шамба и вице-президента Анкваба. Их, почти неизбежная конкуренция вызвана очевидным несходством, если не сказать большего, политических позиций. Шамба имеет устойчивую репутацию «европейца», Анкваб числится охранителем и консерватором. Но куда важнее политических пристрастий, происхождение высших чиновников, точнее, какую именно часть республики они представляют. По сложившейся схеме, кресла руководителей в стране попеременно должны занимать выходцы из ее западных и восточных областей. Но проблема в том, что оба – и Анкваб, и Шамба имеют один «порт приписки» - западный. И это позволило президенту воспарить «над схваткой» в образе, хотя и связанного с востоком республики, но все же мужественного и почти независимого арбитра. Независимого потому, что ему приходится держать оборону против сразу двух представителей другой части Абхазии.

Уходящий год запомнился и разговорами о катастрофическом провале туристического сезона. Большинство независимых экспертов и СМИ подробно описали ценовой беспредел и провинциальный бардак в области сервиса. Однако официальная статистика высокомерно утверждала обратное. Впрочем, значительная часть чиновников вяло соглашалась с утверждением, что сезон вышел не слишком удачным. В реальности же о взлете цен и скверном обслуживании, не стесняясь, говорили не только туристы, выкладывавшие отчеты в интернете, но и местное население. На эту же тему появились статьи и в российской прессе, интерес которой к Абхазии впервые в современной истории покинул пределы сугубо военных сюжетов. Но настоящим скандалом в российских СМИ обернулась серия публикаций о грубейших нарушениях имущественных прав русскоязычных граждан Абхазии. Из газет постыдная история перекочевала на уровень межгосударственных отношений.

На этом фоне несколько блекло смотрятся события, объявленные триумфальными достижениями, такие как спортивные победы абхаза Дениса Царгуш, вояж официальной делегации Абхазии в Латинскую Америку, подписание ряда договоров с РФ и получение от нее значительной финансовой помощи. Но абсолютно точно к позитивным итогам года следует отнести тот факт, что поставлена точка в истории с органом пицундского храма: деньги на его ремонт выделены и вопрос о его переносе в иное помещение снят с повестки дня. Денежные интересы к концу года затмили все остальные. Даже покушение на Анкваба оказалось в тени экономического российско-абхазского форума, ставшего презентацией начала работы компании "Роснефть" в Абхазии. Уже сейчас, в предновогодние дни, та же меркантильная тема стала самой обсуждаемой в абхазской прессе. Оппозиция, ссылаясь на результаты совместной аудиторской проверки расходования выделяемых Россией средств, предъявила ряд серьезных претензий властям и этот скандал, похоже, с легкостью переживет новогодние праздники. Ему предстоит набрать обороты в следующем году.

В целом уходящий год был не столь богат на конфликты, как предыдущие, но и особенно успешным его не назовешь. Череда скандалов затянула мутной пеленой гордый облик Абхазии, она утратила характер тигра, оказавшись полосатой, как его шкура. Остается пожелать ей в следующем году все-таки не уподобляться кролику, разоряющему чужие огороды. Всем в наступающем году счастья и удачи! С новым годом, мир!
XS
SM
MD
LG