Accessibility links

Ласкающий позор застоя


Ахра Смыр
Ахра Смыр
Даже взрослые люди, окончательно расставшиеся с верой в Деда Мороза, как-то невзначай замирают перед Новым годом в ожидании чуда. Праздники воспринимаются как некий, предустановленный с начала времен, рубеж между старым и новым. Смена года, хотя и не гарантирует преображения, но дает ему некоторые шансы. Увы, население Абхазии, похоже, после новогодних праздников обретет все ту же рутину ничем не примечательных будней. В наступившем году республику ожидает непритязательный с точки зрения драматургии, исчерпавший еще в прошлом году ресурсы провинциального сюжета, сериал политических скандалов, интриг и взаимных обвинений. Взыскующие чуда граждане тоскливо всматриваются в убогую перспективу: ни в политике, ни в экономике, ни даже в климате чуда не произойдет.

Главными героями абхазских подмостков останутся «тяжеловесы» местной политической сцены, нагулявшие свой вес в комсомольских интригах чуть ли не в брежневские времена. Скандалы в оппозиционной среде, главным предметом которых остается выяснение «кто является большим патриотом - Х или Y?», набили такую оскомину, что им вряд ли суждено оживить политический ландшафт нового года. Модель политических баталий, позволяющая заменить предметный разговор об экономических и общественных проблемах обвинениями в недостатке патриотизма, а то и в прямом предательстве национальных интересов, кажется чиновникам столь беспроигрышной и успешной, что они просто перестали отягощать себя знанием фактического положения дел в стране. Предновогодний обмен открытыми письмами оппозиции и чиновных лиц выявил неумение сторон говорить на языке фактов и неистребимую привычку в любом диалоге скатываться к древней, как мир, схеме "сам дурак".

В экономике, как и в общественной сфере, чуда также не предвидится. И дело даже не в отсутствии объективных причин для серьезного роста или революционных изменений. Чиновники посчитали излишним ломать голову хотя бы даже над неким подобием программы реформ. Они и без этого уверены, что сумели обеспечить согражданам экономический рай. Если несколько лет назад власть предержащие любили щегольнуть замысловатыми словосочетаниями вроде "индикативного бюджета" или "инвестиционного климата", то в году нынешнем сомнительные лингвистические эксперименты тихо сошли «на нет». К чему лишние усилия?! Малобюджетного туриста все равно не изведешь, как ни ухудшай сервис, инвестор же не переведется в силу геополитических причин – рука Большого Брата не оскудеет, сколько бы камней туда не накидали малые братья. А значит, российских рублей хватит для тех, кто в них по-настоящему нуждается – богоизбранного сословия чиновников всех мастей. Что же касается остальных, то их метода выживания проверена временем – «спасение утопающих – дело их собственных рук».

Если бы не предстоящие в 2012 парламентские выборы, то блистательная политическая элита Абхазии с удовольствием обустроила бы на двух сотнях километрах черноморского побережья заповедник застоя по позднесоветскому типу. Но надежда, как известно, умирает последней. Особенно, новогодняя. Есть небольшой шанс, что приближающиеся выборы и вызовы извне смогут поколебать зарастающее непроглядной тиной болото и наполнят страну не снами времен молодости ее руководителей, а реалиями нового времени.
XS
SM
MD
LG