Accessibility links

Что угрожает безопасности Грузии?


Депутаты от оппозиции и правящей партии задавали вопросы: «А как быть с другими причинами развязывания войны, о которых постоянно говорит Тбилиси?»
Депутаты от оппозиции и правящей партии задавали вопросы: «А как быть с другими причинами развязывания войны, о которых постоянно говорит Тбилиси?»
ТБИЛИСИ---Сегодня в парламенте Грузии начались обсуждения проекта новой концепции безопасности страны. На заседании парламентских комитетов был впервые представлен текст будущего документа. Главной угрозой в проекте названа российская оккупация Грузии.

В проекте новой концепции безопасности Россия названа одной из главных угроз Грузии. Отмечены два аспекта исходящей от нее опасности - продолжающаяся оккупация грузинских регионов и попытки Кремля изменить внешнеполитический курс Грузии. Первый аспект на первом слушании в парламенте сегодня вопросов у депутатов не вызвал. По второму пункту они попросили дополнительных разъяснений.

Внимание депутатов привлек тот факт, что в проекте новой концепции главной причиной противостояния с Россией называется желание Кремля «силой вернуть Грузию под свое влияние". Согласно документу, Россия начала августовскую войну с намерением изменить стремление грузинских властей интегрироваться в евроатлантические структуры.

Депутаты от оппозиции и правящей партии задавали вопросы: «А как быть с другими причинами развязывания войны, о которых постоянно говорит Тбилиси?». Среди прочих они называли желание России ответить Западу на признание Косово, или попытки Москвы расправиться с нынешним грузинским руководством. Замглавы Совбеза Грузии Бату Кутелия предложил депутатам не подходить к проекту с такой точки зрения:

“Это была главная и декларированная причина. Есть еще другие причины, о которых мы можем только судить. А когда угрозу мы рассматриваем концептуально, угроза – это то, что уже декларировано или осуществлено. И по этой причине это отображено [в проекте документа] как угроза”.

Грузинские власти настаивают, что идея «Россия – главная угроза», отраженная в одном из главных документов страны, не станет препятствием для реализации предложения Михаила Саакашвили начать диалог с Москвой. В проекте документа написано, что «Грузия хочет иметь с Россией добрососедские отношения, основанные на принципе равноправия». «Но этого не может произойти без уважения суверенитета и территориальной целостности Грузии», -- подчеркивается в проекте.

Слушать
Что угрожает безопасности Грузии?
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:52 0:00
Скачать


Споры во время слушания в парламенте вызвали тезисы будущей концепции по Северному Кавказу. Студент Арчил Церцвадзе, попросив слова, подверг критике авторов документа за то, что они описывают Северный Кавказ как часть России. «А как же наша политика Единого Кавказа?» - спрашивает Церцвадзе.

Два депутата от партии власти не согласны с тем положением проекта, где говорится лишь о культурной поддержке северокавказских народов и отсутствуют политические заявления о необходимости «признать геноцид и продолжающееся истребление народов со стороны Москвы». Ответ Бату Кутелия был следующим:

“Этот документ не предусматривает обсуждение внутриполитических процессов в других странах. Происходящие процессы [на Северном Кавказе] мы можем рассматривать только в аспекте влияния на безопасность Грузии. […] Если международное сообщество оценит это как «геноцид» и «этнические чистки», Грузия, как член ООН и ОБСЕ, сможет отразить это в своем документе с применением именно такой правовой терминологии”.

Несколько депутатов предложили выделить отдельным положением концепции необходимость продвигать термин «оккупация» за рубежом. В полемику включилась и представительница одной из грузинских неправительственных организаций Теона Акубардия. Ее критические замечания прозвучали для депутатов несколько неожиданно: «Почему в 40-страничном документе столько внимания уделено угрозам оккупации, но при этом ни разу, ни в одном предложении не использованы слова «Абхазия» и «Южная Осетия»? Этот вопрос вызвал улыбки у парламентариев. Вот какой ответ дал депутат от партии власти Давид Дарчиашвили:

“Главное - иметь термин “оккупация”. Конечно, все кто читают этот документ, прекрасно знают, что оккупировано. Этот документ не для туристов же издается, а для политических и дипломатических кругов!”

Непарламентская оппозиция не стала сегодня участвовать в обсуждениях будущей концепции. Член Республиканской партии Давид Бердзенишвили сказал, что содержание проекта «не тянет даже на реферат первокурсника».

Проекту концепции национальной безопасности предстоит пройти еще два слушания. Однако депутаты считают, что проект настолько хорош, что работу над документом можно считать завершенной. Ожидается, что в течение месяца проект будет подписан президентом и вынесен на голосование.
XS
SM
MD
LG