Accessibility links

Выверенный пас


Белорусские власти в очередной раз продемонстрировали высококлассный внешнеполитический футбол
Белорусские власти в очередной раз продемонстрировали высококлассный внешнеполитический футбол
ВЗГЛЯД ИЗ ВАШИНГТОНА---Минск снова решил отложить вопрос о признании независимости Абхазии и Южной Осетии, что называется, до лучших времен. Наступят ли такие времена для Сухуми и Цхинвали, или нынешняя ситуация, выгодная для Тбилиси, сохранится?

Белорусские власти в очередной раз продемонстрировали высококлассный внешнеполитический футбол. На этот раз выверенный пас президенту был отдан парламентом республики. Высший представительный орган Белоруссии в ходе весенней сессии не будет рассматривать вопрос о признании Абхазии и Южной Осетии. По словам председателя парламентской комиссии по международным делам Палаты представителей Игоря Карпенко, «вопрос о признании независимости находится в компетенции главы государства. Парламент не может рассматривать его как таковой. В соответствии с законодательством и конституцией признание государств осуществляет президент».

В самом деле, если четко следовать букве и духу Основного закона Республики Беларусь, внешняя политика является прерогативой главы государства. Однако есть один политический нюанс, который рождает ассоциации с самой популярной в мире игрой. Все дело в том, что в сентябре 2008 года, мотивируя необходимость взять паузу в столь сложном вопросе, как признание новых независимых государств, Александр Лукашенко ссылался на парламент.

Тогда белорусский «батька» демонстрировал высшую степень уважения к системе разделения властей, говоря о том, что без нового законно избранного представительного органа власти его личное решение будет нелегитимным. 28 сентября 2008 года избирательная кампания финишировала, работу начал новый состав Национального собрания республики. Однако в течение нескольких сессий депутаты так и не могли определиться по столь щепетильному вопросу. Для того чтобы «народное мнение» было бы обоснованным и базировалось бы на фактах, а не эмоциях, белорусские избранники даже предприняли своеобразное «полевое исследование».

Три группы парламентариев посетили в ноябре 2009 года Грузию, Южную Осетию и Абхазию. Тогдашний визит депутатов из Минска можно изучать на практических занятиях и семинарах в дипломатических академиях. В ходе путешествия из Белоруссии на Кавказ депутаты умудрились ни с кем не поссориться, и озвучить тезисы, благожелательные и для Тбилиси, и для Сухуми с Цхинвали. Ни одного недружественного выражения, зато много тонких намеков на возможную поддержку. Естественно, не сейчас, а немного погодя.

Слушать
Выверенный пас
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:29 0:00
Скачать


Между тем, комплексное «полевое исследование» не повлияло на позиции народных избранников. До февраля 2011 года они так и не смогли принять хоть сколько-нибудь внятную резолюцию по данному вопросу. В пользу Абхазии с Южной Осетией или в поддержку Тбилиси. За это время, правда, президенты Грузии и Белоруссии успели вызвать праведный гнев и Москвы, и Запада, показав всем значительный потенциал для наращивания крепкой политической дружбы. Оказалось, что для «демократа» Саакашвили «диктатор» Лукашенко вполне может стать союзником, если у них схожие внешнеполитические интересы. Или хотя бы тактическое совпадение интересов.

В итоге, белорусские парламентарии после долгого изучения сложной проблемы перебросили мяч Александру Лукашенко, который, с их точки зрения, один в состоянии разобраться с хитросплетениями кавказской политики. И хотя окончательные выводы сегодня о том, как распорядится этим «пасом» белорусский «батька» делать сложно, некоторые предварительные суждения более или менее очевидны.

Во-первых, в постсоветской геополитике ценности по-прежнему не играют серьезной роли. На первом месте интерес. Ради того, чтобы, говоря словами из известной песни Фрэнка Синатры «идти своим путем», «западник» может вступать в альянс с последовательным противником европейской демократии и традиционалистом, а тот в свою очередь может с легкостью освоить антиимперский язык. Во-вторых, интеграционные союзы и проекты на территории бывшего Союза ССР значат немного. От них легко можно отказываться, а взятые на себя обязательства не выполнять, если речь идет о монопольном сохранении власти внутри страны, и об обеспечении не национального суверенитета даже, а собственного понимания того, чем такой суверенитет должен быть.

Какие бы слова ни произносил Лукашенко и белорусские парламентарии, они будут руководствоваться соображениями государственно-национального эгоизма, а не отвлеченными ценностями «славянского братства» или советской ностальгией. После того, как в декабре прошлого года «батька» показал всем, кто в Минске хозяин, многие наблюдатели пророчили новое признание абхазской и югоосетинской независимости. Однако оказалось, что антизападная риторика вовсе не то же самое, что пророссийские действия на Кавказе.

В своих действиях на постсоветском пространстве белорусская элита продолжает курс на минимизацию любых возможных геополитических изменений, таких, например, как пересмотр межреспубликанских границ. Лукашенко снова, как в свое время некоторые лидеры стран «социалистического лагеря», предпочитает «идти своим путем». Правда, пока неясно, куда этот путь приведет его. Однако куда бы он его ни привел, поддержку Минска абхазы и осетины, похоже, в ближайшее время не получат.

XS
SM
MD
LG