Accessibility links

Эпоха «сукиных сыновей»


Ахра Смыр
Ахра Смыр
События в Ливии продемонстрировали редкое в последнее время единодушие мирового сообщества, выразившееся в оценке действий Муаммара Каддафи. Пока неизвестно, чем окончится ливийская стрельба, но совершенно понятно, что ливийскому диктатору не простят пролитую кровь - ни внутри страны, ни за ее пределами. Лидеры разных стран посчитали необходимым заявить об античеловеческой сущности попыток удержания власти любыми способами, в том числе ценой убийства собственных граждан.

Оптимисты полагают, что в единодушном всемирном осуждении диктатора можно узреть признаки отказа от политики поддержки «плохого, но своего сукина сына». Мне тоже хочется дождаться, наконец, наступления эпохи закона, карающего пусть и небольшую, но крайне мерзкую, на мой взгляд, категорию преступников, зачастую из той же породы «чьих-то сукиных сынов». Например, тех, кто, решая административно-территориальные проблемы своей страны, не гнушался применять насилие против оппонентов. Речь идет о президенте Звиаде Гамсахурдия, который упразднял югоосетинскую автономию вместе с частью ее жителей. Или, например, Эдуард Шеварднадзе, которому пришло в голову послать уголовников воевать в Абхазии. В тот момент его также крайне мало интересовала судьба тех, кто жил на этой земле.

Но и ему, и его соратникам удалось избежать ответственности за преступные деяния. Более того, виновниками войны каким-то образом оказалось объявлено все население Абхазии, оно же и наказано изоляцией со стороны международного сообщества. Казалось бы, развязавший войну должен был быть осужден – это позволило бы точно определить степень вины сторон за произошедшее. Но нет, выясняется, что легче применить принцип коллективной ответственности к абхазскому населению, чем осудить одного государственного лидера. Принцип коллективной ответственности бумерангом вернулся и в саму Грузию, выбросив на обочину жизни тысячи и тысячи беженцев, потерявших практически все из-за войны. Их судьба и по сей день мало волнует даже собственное государство. Они также вынуждены нести бремя ответственности за преступные решения своих бывших лидеров. Сегодня беженцы - несчастные люди, которые никому не нужны. Точно так же и от абхазского населения отворачивались все, пока 2008 год слегка не разбавил унылую картину всеобщего равнодушия.

Ситуация не изменится до тех пор, пока не прекратится порочная практика поддержки «своего сукина сына», будь он кавказским экс-президентом, стареющим за государственный счет, или арабским диктатором, воюющим со своим народом.
XS
SM
MD
LG