Accessibility links

Простая разгадка


ПРАГА---Тема "Некруглого стола" - экономическая стратегия правительства, которую представляют в парламенте Грузии в течение ближайшей недели. У нас на линии из Тбилиси Леван Вепхвадзе, вице-спикер грузинского парламента, который представляет Христианско-демократическое движение Грузии, и Паата Шешелидзе, президент новой экономической школы Грузии.

Дэмис Поландов: Вчера премьер-министр Грузии представлял десять пунктов своей стратегии, и мы хотели бы, чтобы вы как-то охарактеризовали эту стратегию. Леван, что в ней нового, что она вообще из себя представляет? Это четкий план развития страны или у вас какое-то другое видение?

Леван Вепхвадзе: Проблема у нас в Грузии кроется не в стратегиях. Проблема в том, что иногда стратегии и ежедневные действия, которые предпринимает правительство, между собой отличаются. И вот это у нас сейчас главная проблема. В стратегии, которая была вчера представлена, есть несколько пунктов, про которые трудно сказать “плохие пункты”. Да, мы нуждаемся в инвестициях, да, мы должны делать все, чтобы климат в Грузии был привлекательным для инвестиций. Потому что без инвестиций нам придется очень туго, так как у нас очень большая доля безработных. Около 50 тыс. долларов нужно для того, чтобы создать новое рабочее место. Поэтому важно как реально осуществляется то, о чем говорит правительство в стратегии. Унас есть действия, которые пугают потенциальных инвесторов. Существуют международные рейтинги, например, Global Economic Forum, где мы где-то в конце списка государств по защите частной собственности. Один из пунктов касается благоприятного экономического климата для инвестиций, и когда нам объясняли, то сказали, что это, например, касается монополий. Мы все делаем, чтобы монополий не было. Но проблема ведь кроется в том, что, к сожалению, у нас при помощи некоторых государственных чиновников существуют конкретные монополии. А это не способствует развитию рынка и тому, чтобы новые инвесторы пришли в Грузию. Поэтому, когда мы говорим об инвесторах, когда говорим о новом климате, о новой политике - в этом плане ничего нового, к сожалению, мы не видим. А видим только действия, которые еще усугубят положение. Потому что главное, чтобы у нас была свободная система правосудия, о которой, к сожалению, в международных рейтингах очень плохие отзывы.

Слушать
Некруглый стол
please wait

No media source currently available

0:00 0:07:55 0:00
Скачать



Дэмис Поландов: Паата Шешелидзе, скажите, вчера Ника Гилаури практически начал свое выступление сразу с инфляции, это одна из острых тем в Грузии. Я знаю, что все экономисты думают о том, как справится с этой проблемой. Как вы считаете, насколько подробно это расписано в самой стратегии, и что вообще может сделать грузинское правительство? Делает ли оно все необходимые шаги, чтобы справиться с инфляцией?

Паата Шешелидзе: К сожалению, в стратегии четко не формулируется решение, как правительство видит эту проблему. Инфляция, которая сейчас наблюдается, не локальна. Инфляция - это раздувание денежной массы. А денежная масса раздувается не только в Грузии, она раздувается и в фунтах, и в долларах, и в евро, и в наших локальных лари. Но я предлагаю следующий выход: нам нужен золотой лари, золотые деньги, которые исключают вмешательство любого правительства в монетарную сферу. Вот здесь и кроется очень простая разгадка.

Дэмис Поландов: Фактически вы предлагаете ввести в Грузию золотой стандарт?

Паата Шешелидзе: Это можно и так назвать, но, в принципе, золотой лари был бы решением многих проблем.

Дэмис Поландов: Спасибо. Ну, тогда давайте сразу обратимся к представителю парламента. Леван, как вам идея? Как вы считаете, насколько она перспективна?

Леван Вепхвадзе: Мы должны обсуждать с нашим Национальным банком, потому что проблема инфляции у нас, в первую очередь, касается Национального банка. Но проблема у нас в том, что правительство не координирует действия с Национальным банком и тратит больше, чем оно может реально себе позволить. И это ведет к повышению денежной массы. Например, председатель правительства вчера говорил об одном из пунктов содействия экспорту, чтобы увеличить долю экспорта в торговле. Но, между тем, Национальный банк усиливает лари, тем самым делая дороже экспорт. То есть наш экспорт месяц тому назад был более конкурентным, чем сейчас, потому что в долларах этот экспорт стал дороже. Это означает, что конкурировать на рынках с более дешевыми продуктами будет очень трудно. Вот я и говорил, что когда представляется какой-нибудь проект, то этот проект должен быть согласован с Национальным банком. В первую очередь потому, что Нацбанк ведет сейчас антиинфляционную политику, по которой деньги у нас становятся дороже. Но правительство говорит вообще о другом. Правительство говорит, что мы должны делать все, чтобы экспорт увеличился. Я думаю, что об этой идее, которую сейчас услышали, мы тоже должны говорить сначала с Национальным банком и уж потом с правительством.

Дэмис Поландов: Спасибо, Леван. Паата?

Паата Шешелидзе: Я могу уточнить. Это очень простое решение, которое сможет сделать экономику довольно стабильной. На самом деле, золотой лари уже существует, и перейти на золотой стандарт очень легко. И самое главное то, что переходя на золотой стандарт, все эти претензии к правительству, что оно раздувает стабфонды, и претензии к Национальному банку, что он провоцирует утяжеление национальной валюты, уже будут объяснены. Золотой стандарт все эти проблемы решает.
XS
SM
MD
LG