Accessibility links

Семи лет мало для модернизации


Саакашвили вспомнил, как после Революции роз в первый раз собрал бизнесменов, чтобы лично заверить их в том, что бизнес в Грузии будет процветать
Саакашвили вспомнил, как после Революции роз в первый раз собрал бизнесменов, чтобы лично заверить их в том, что бизнес в Грузии будет процветать
ТБИЛИСИ---В Грузии стали известны имена лучших бизнесменов. Вчера поздно вечером состоялась церемония награждения бизнес-премией «Меркурий-2011», которая была организована Министерством экономического развития. В ней принял участие и президент Грузии Михаил Саакашвили, который обратился к грузинским бизнесменам с 15-минутной речью.

В этом году бизнесменов награждали не в фешенебельном отеле, как обычно, а в Доме новых технологий. Президент на церемонии награждения появился в тот момент, когда оставалось назвать имя бизнесмена года. Он обратился с речью к бизнес-элите, начав с того, что рад присутствию “новых лиц” в грузинском бизнесе. Саакашвили вспомнил, как после Революции роз в первый раз собрал бизнесменов, чтобы лично заверить их в том, что бизнес в Грузии будет процветать. Из тех, кто был на том собрании, президент в зале обнаружил только владельца сети «Макдональдс» Темура Чкония и не преминул похвалить его “за живучесть”:

«С той первой встречи сохранился единственный “динозавр” в лице Темура Чкония. Этот человек будет при всех властях. И через 250 лет, если на какой-нибудь планете состоится награждение бизнесменов, Темур Чкония и там скажет свое слово».

Эти слова президента рассмешили публику. А сам Темур Чкония приподнялся со стула и раскланялся под аплодисменты.

Нашлись у Михаила Саакашвиили теплые слова и в адрес министра экономики Веры Кобалия:

«Министр экономики полностью оживила министерство. Я с самого начала предупреждал, что привлекательная внешность Веры Кобалия никого не должна вводить в заблуждение, так как ее «зубки» острее, чем, у дельфина, в пасть которому я, по утверждению некоторых, засунул голову». Президент имел в виду представителей оппозиции, раскритиковавших его за то, что в День полиции 6 мая он играл с дельфином в батумском дельфинарии.

В своей речи президент назвал главные сферы, которые в будущем, по его мнению, обогатят страну: гидроэнергетика, инфраструктура, сельское хозяйство и туризм.

В связи с этим он вновь обратился к опыту Сингапура и стран Евросоюза:
«С одной стороны мы должны следовать европейской политической системе, свободе, демократии, с другой - внедрять либеральную экономическую систему, как в Сингапуре, чтобы преодолеть ту отсталость, которая была характерна для страны в последние десятилетия».



При этом Саакашвили, говоря о Сингапуре, уточнил, что не имеет в виду запрет на жевательную резинку или ограничения политических свобод, действующих в этом городе-государстве Юго-Восточной Азии. Как и Сингапур, Грузия должна использовать свое географическое положение и оказаться «в беспроигрышной ситуации». В этом ей помогут большие соседние страны:

«В России очень большая коррупция и из нее утекает много капитала. Грузия должна притянуть часть этого капитала, потому что в стране нет коррупции, и в Грузии есть все то, о чем мечтают в России. А в Турции даже излишек капитала, и мы должны воспользоваться неудачами России и успехами Турции и привлечь излишки турецкого капитала».

Говоря о развитии сельского хозяйства, Михаил Саакашвили отметил, что у Грузии есть потенциал «как минимум утроить, упятерить, ушестерить количество производимой сельскохозяйственной продукции». Саакашвили выступил с острой критикой тех людей, которые “ложатся перед трактором и не дают возможности вспахать землю”.

«Не понимаю, почему тракторист тормозит. Если ложатся - пусть переедет! Прошу прощения, пусть не понимают это буквально, но их переедет время, так как остановить прогресс невозможно. Кто пытается остановить возделывание земли, тот противостоит прогрессу Грузии», - сказал президент.

Сам Михаил Саакашвили не уточнил, кого он имел в виду конкретно. Однако известно, что недавно в селе Зегдулети Горийского района остановить тракторы пытались лидеры Грузинской партии Созар Субари и Эроси Кицмаришвили.

Тем не менее, президент страны уверен, что ничто не в силах помешать развитию Грузии. Хотя, по подсчетам Михаила Саакашвили, менталитет населения не мог измениться за те семь лет, что правительство находится у власти. Для этого, по его мнению, необходимо как минимум 15-20 лет. Это утверждение озадачило в Грузии многих.

* * * * * * * *
На линии прямой телефонной связи из Тбилиси политолог Паата Закареишвили.

Дэмис Поландов: Паата, Михаил Саакашвили и его соратники постоянно приводят в качестве примера Сингапур, к которому должна стремиться Грузия. Вчера президент оговорился, что он не имеет в виду ограничения политических свобод в этой стране. Однако успех экономических реформ в Сингапуре был неразрывно связан именно с авторитарным характером власти. Как вы полагаете, не кажется ли нынешнему руководству Грузии политический строй Сингапура привлекательным?

Паата Закареишвили: Да, конечно, нынешним властям Грузии очень импонирует модель Сингапура, тем более, что в Грузии уже присутствуют те политические ограничения, которые в Сингапуре есть. Так что Грузия недалеко ушла в этой области – в ограничении политических свобод. Фактически страной управляет однопартийная система власти, и власть опирается на полицейскую систему безопасности, ограничивая бизнес и медиа. Налицо все приметы авторитарного режима, но, слава Богу, мы еще не перешли к тоталитаризму. В этом смысле - это похоже на Сингапур. Но из Грузии не получится сделать Сингапур, потому что в Грузии есть очень четко выраженная национальная идентичность, что не просматривается в Сингапуре. В Сингапуре проживает, как минимум, 40% приезжего населения, которое как раз и вовлечено в экономическое развитие Сингапура. Я думаю, что этот эксперимент в Грузии не пройдет, так как он может привести как к политическому, так и к региональному коллапсу. И нравится кому-то или нет, но Грузия находится совсем в другом регионе, чем Сингапур. Сингапур - это государство, созданное в двадцатом веке, а Грузия давно существует со своими проблемами, со своими преимуществами. В любом случае, это совсем другой регион, и здесь такой эксперимент, к сожалению, или к счастью для кого-то, не пройдет.

Дэмис Поландов: Паата, Михаил Саакашвили также сказал, что те семь лет, что он находится у власти, недостаточны для изменения менталитета населения, что нужно пятнадцать. Значит ли это, что нынешняя команда считает себя, в некотором роде, людьми будущего, которые обогнали свой народ лет эдак на восемь в развитии, и можно ли вообще слова Михаила Саакашвили рассматривать как заявку на срок пребывания у власти?

Паата Закареишвили: Без сомнения. Конечно, это заявление более опасно, чем мечты о Сингапуре. Если идея с Сингапуром нереальна, то эта более реальна – Саакашвили хочет остаться во власти надолго, и возомнил себя не лидером политической партии, а лидером нации, который знает, что нужно нации через 15-20 лет. Хотя его избирали на пять лет, потом еще на пять лет, но не более того. Так что его заявления очень опасны. Он возомнил себя Ильей Чавчавадзе - этим великим грузинским просветителем. Он вообразил, что он отец нации и имеет право говорить о ментальности Грузии и менталитете грузинской нации.
XS
SM
MD
LG