Accessibility links

Лом против лома


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия
В последние несколько месяцев в оппозиционном лагере Грузии полностью доминировали революционеры-радикалы. Предлагаемые ими рецепты смены власти были простыми (в духе «все взять и поделить»), лозунги - понятными («Миша уйдет»), речи - страстно-эмоциональными, а логика – железной и непоколебимой: «Миша уйдет потому, что… уйдет, и все тут».

Впрочем, апокалипсис не состоялся, гора родила мышь, и на данном этапе мы стоим на пороге полной маргинализации радикалов. Однако сейчас, по мере того как умеренная оппозиция постепенно начинает осваиваться в новой ситуации, становится очевидным, что ее шансы победить правящее Национальное движение на парламентских выборах 2012 года крайне невелики.

Вообще, в этом смысле Грузия – уникальное явление на политической карте мира. Правящая партия имеет рейтинг не более 40%, но при этом умудряется побеждать на всех выборах с подавляющим и даже слишком подавляющим преимуществом.

Разумеется, первое, что приходит в голову – это бессмертные слова Сталина о том, что в выборах побеждает не тот, кто получает много голосов, а тот, кто эти самые голоса считает. Проще говоря, списать успехи правящей партии на фальсификации. Соблазн, конечно, очень большой, однако такая картинка была бы слишком упрощенной. В чем же тогда дело? Почему, несмотря на низкий рейтинг, правящей партии из года в год удается громить оппозицию на всех фронтах?

В первую очередь, лично я в этой ситуации виню оппозиционного избирателя. Разумеется, принято говорить, что народ мудрый, он никогда не ошибается, и вообще, глас народа - глас божий. Увы, в реальности все иначе.

Большинство нынешних оппозиционно настроенных граждан, если не иметь в виду уволенных полицейских и госслужащих, отличаются отсутствием четкого видения того, что же они все-таки хотят. Они не хотят революции, считая, что власть не уйдет просто так, а кровь проливать – себе дороже. В то же время они крайне скептически относятся и к попытками умеренной оппозиции улучшить избирательное законодательство: «разве власти дадут провести выборы?» - вопрошают они.

Кроме того, среднестатистический сторонник оппозиции всегда куда-то спешит: если акция началась утром, а вечером Миша еще не закован в кандалы, он начинает терять терпение, и, проклиная, весь мир, бежит домой.

Симпатизанты оппозиции из числа людей, для которых слово «прагматизм» - ругательство. В их глазах, если вы в понедельник утром знаете, что будете делать во вторник вечером, – вы робот, зомби. Худший кошмар для них – это немец, стоящий в полночь на абсолютно пустом перекрестке, и ждущий красного света. В извечной борьбе между эмоцией и рационализмом, душой и мозгами, рационализм в этих людях проигрывает со счетом 10:0.

Их стихия – это спонтанность. В их представлении истинный грузин – это тот, кто живет сердцем, в отличие от «поганых» европейцев, живущих мозгами, - в общем, такой провинциальный вариант «задорновщины» с рассказами о «тупых» американцах и «высокодуховных» русских.

То есть оппозиции достался избиратель, мыслящий не головой, а копчиком. Иметь дело с такой публикой невероятно сложно. Все равно, что пытаться уговорить капризного малыша вести себя разумно. Результат - далеко не самоочевиден.

Однако, зная, что им достался такой избиратель, оппозиция, даже умеренная, делает все, чтобы ввергнуть дезориентированного, непрактичного и витающего в облаках оппо-грузина в еще большую растерянность. Разрозненные оппозиционные партии нещадно отбирают друг у друга голоса, в то время как власть мобилизует весь свой электорат.

Сотрудники госструктур (административный аппарат) идут на выборы, исходя из своих шкурных интересов. А вот обычные сторонники власти, не имеющие от нее прямых дивидендов, голосуют из идейных соображений. Их страшно пугает, что, если Нацдвижение уйдет, то придет неизвестно кто, и тогда, возможно, - прощай некоррумпированная полиция, эффективные госструктуры, модернизация и все такое. В общем, от добра добра не ждут.

Все, что происходит в Грузии в последние годы, наглядно свидетельствует – десять мелких партий не смогут победить одну большую. Против лома нет приема, кроме другого лома. Национальное движение сможет победить только Национальное движение-2. Большая, организованная, структурированная и желательно богатая оппозиционная партия.

Никакого другого варианта нет. Разве что Нацдвижение снова получит конституционное большинство. А оно нам надо?..
  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG