Accessibility links

70 лет назад, ровно в четыре часа…


Самая страшная, истребительная война в истории человечества, Вторая мировая, вступила тогда в наиболее продолжительную и завершающую свою фазу, которая на упомянутых просторах получила название «Великая Отечественная война»
Самая страшная, истребительная война в истории человечества, Вторая мировая, вступила тогда в наиболее продолжительную и завершающую свою фазу, которая на упомянутых просторах получила название «Великая Отечественная война»
СУХУМИ--Через несколько часов после выхода этого репортажа в эфир наступит самая короткая ночь в году. Такой же она была и 70 лет назад, перед днем, про который на бескрайних просторах Советского Союза вскоре распевали сдержанно-скорбную песню «Двадцать второго июня, ровно в четыре часа, Киев бомбили, нам объявили, что началася война…» Самая страшная, истребительная война в истории человечества, Вторая мировая, вступила тогда в наиболее продолжительную и завершающую свою фазу, которая на упомянутых просторах получила название «Великая Отечественная война».

70 лет… Это же средняя, как считается, продолжительность человеческой жизни! Не только участников войны, но и тех, кто просто хранит об этом дне детские воспоминания, осталось совсем мало, всего несколько процентов населения. А мне, между прочим, довелось в юную пору быть знакомым с одним старичком, которого называли «первым человеком в Абхазии, пострадавшим от Гитлера». Звали его Степан Васильевич Малышев, и он работал внештатно (просто скучно было сидеть дома, не мог обходиться без газетной работы) в секторе учета писем редакции «Советская Абхазия». А лет за сорок до этого он трудился ответственным секретарем в этой же редакции, и где-то в период между заключением пакта Риббентроп – Молотов и 22.06.1941, получив по телетайпу текст какой-то речи Гитлера, поставил его в номер газеты в сокращенном виде: не помещалась, зараза, полностью. Вот за это прегрешение ему и влепили выговор. Или строгий выговор…

Слушать
70 лет назад, ровно в четыре часа…
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:45 0:00
Скачать


Эта старая редакционная байка вспомнилась на днях, когда, листая вышедшую недавно документальную повесть собкора газеты «Апсны» по Гудаутскому району Сергея Чакветадзе «Пароль без вести пропавшего» – о судьбе ветерана Великой Отечественной войны Константина Аршба, прочел в ее начале описание митинга, который проходил 23 июня 41-го в Ткуарчале. И, в частности, эпизод, когда работавший на ТкуарчалГРЭС поляк Штефан Щетинский, который долго отвыкал от слова «пан» и привыкал к слову «товарищ», выпалил, выступая на митинге: «Нам всем сообща надо бороться против товарища Гитлера».

Интерес к этому «исчадию ада», «извергу рода человеческого» – Адольфу Гитлеру – не утихает с течением времени. Как и почему этот, в общем-то, никчемный, не получивший систематического образования, не блиставший ни глубиной мысли, ни остроумием человечишка, бравший только бешеной энергией, умением откликаться на низменное в человеке и великолепно это низменное эксплуатировать, смог оказаться во главе одного из самых развитых на планете государств, одной из самых культурных наций, подмять под себя пол-Европы и ввергнуть в пучину взаимного истребления десятки и сотни миллионов жителей самых передовых стран своего времени? Убежден, что это не праздный интерес, это задачка, над которой человечество должно не уставать ломать голову, дабы не повторять ошибок предков.

У меня дома есть любопытная книга – «Застольные разговоры Гитлера». Записи эти делал в 1942 году сотрудник ставки Гитлера «Волчье логово» и его восторженный поклонник Генри Пикер в ходе обедов и ужинов, во время беспрерывной болтовни, которой фюрер по часу-два изнурял обычно присутствовавших за столом. Я читал стенограммы его монологов и невольно сравнивал с такими же пустопорожними речами других говорунов, которые мне доводилось выслушивать в своей жизни: такое же обилие банальностей, нагромождение фактов из самых разных областей знаний, многие из которых на поверку оказывались взятыми с потолка… Убийственный словесный автопортрет.

Но, наверное, и для того, чтобы Сосо Джугашвили смог превратиться в тирана с практически неограниченной властью на шестой части земной суши, кроме его собственных задатков, требовалось очень, очень многое: чтобы до этого в Российской империи одна за другой закипали революции, чтобы еще раньше суд под аплодисменты почтенной публики оправдал революционерку Веру Засулич, стрелявшую в петербургского градоначальника, и вся прогрессивная Россия встретила бы это решение суда с восторгом… Так и Гитлер, говорят, уже выпустивший «Майн кампф», превратился бы, скорее всего, в лидера карликовой, никому не известной партии, что-то типа нынешнего Эдуарда Лимонова, если б в 1929-м в мире, в том числе и в Германии, не разразился глубочайший экономический кризис. И все совпало… Ну а про унижение немцев Версальским договором, их обиды на то, что опоздали к колониальному разделу мира, и так хорошо известно.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG