Accessibility links

Признать нельзя игнорировать


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия
Итак, впервые с 1989 года в Грузии прозвучало немыслимое до сих пор словосочетание – «Признать независимость Абхазии».

Кстати, в кулуарах об этом говорили очень многие и уж точно – почти все «садомазолибералы» из различных неправительственных организаций. «Божьи одуванчики», считающие, что люди изначально рождены хорошими и, если создать им соответствующие условия, то и они будут «одуванчиками», подставляющими правую щеку после того, как их двинули кастетом по левой.

Однако сейчас тезис о необходимости начать переговоры на тему возможного признания суверенитета Абхазии высказал политолог Мамука Арешидзе, до этого не замеченный в склонности к садомазохизму.

Как к этому относиться? Хорошо или плохо, что на эту тему вообще можно говорить, и определенное табу снято?

Мое личное мнение таково: ни о каком признании независимости Абхазии не может быть и речи, поскольку я, в отличие от многих «божьих одуванчиков», родился и вырос в Сухуми. Поэтому прекрасно помню еще с детства, что главной мечтой абхазов было избавиться от всех грузин – не только тех, кто реально был переселен во времена Берия (в основном в Гудауту и Гагру), но и тех, кто составляет коренное население Абхазии (регион Самурзакано – Гальский и часть Очамчирского районов). Все разговоры о том, что грузины-де плохо себя повели и поэтому разбудили в абхазском народе желание отсоединиться, – чепуха полная. Разумеется, в конце 80-х и начале 90-х грузины повели себя очень плохо, но я помню совершенно точно: абхазский сепаратизм существовал еще в советское время, когда о независимости Грузии никто не мог даже подумать. Тогда у абхазов был несколько иной тренд – «Хотим в Краснодарский край».

Скажу нашим «садомазолибералам»: никакое «хорошее поведение» со стороны грузин ничего по сути не изменит, ибо корни этой проблемы - не в 90-х и не в 80-х годах.

Однако на самом деле инициатива Арешидзе не совпадает с сопливыми фантазиями садомазохистов. Дело в том, что он говорит о возможности признания «взамен на….» То есть предлагает торг, который всегда уместен.

В одном политолог прав: сколько бы абхазы ни бравировали своим «обществом», которому море по колено, очевидно, что еще лет 15-20 – и грузинские термины «деоккупация» и «возвращение» будут бессмысленными: «деоккупировать» и «возвращать» уже будет нечего. Не представляет ни малейших сомнений, что после сочинской Олимпиады Россия, у которой будут полностью развязаны руки, начнет освоение Абхазии куда более бесцеремонно и открыто. Абхазы, которые сейчас говорят: «Лучше раствориться в океане, чем в луже», к тому времени поймут, что лужа – все-таки поменьше океана, но уже будет поздно.

Идея Арешидзе заключается в том, чтобы убедить абхазов не в братской любви, а в приоритете прагматизма: лучше уступить малую часть и сохранить за собой бОльшую, чем упереться рогом и в конце концов потерять все.

Я бы пошел в этом вопросе дальше нашего уважаемого политолога. Убежден, что в ближайшие десятилетия совместное проживание абхазов и грузин невозможно. Значит, территорию нужно поделить: грузинские районы – под грузинскую юрисдикцию, абхазские в ответ на это – признать независимыми. Это даст абхазам возможность сбросить с себя русский сапог, тяжесть которого они будут чувствовать все больше и больше.

Не буду говорить, какие районы можно будет отдать Грузии, какие оставить Абхазии – это вопрос переговоров. Но в любом случае между ними - ров, небольшой мост для тех, кто не боится пересекать границу, и голубые каски ООН. Как на Кипре, как в Косово, как Боснии, как во многих других местах. Такое соглашение будет исключительно трудным для каждой из сторон, но, на мой взгляд, это единственный способ как-то разрешить этот конфликт на долгосрочную перспективу - и у Грузии что-то свое останется, и Абхазия не станет Краснодарским краем.

В этом свете инициатива Арешидзе не выглядит таким уж страшным капитулянтством.

Только вот боюсь, что абхазское общественное мнение сейчас не склонно ни к каким компромиссам.

Что ж, ваша воля. Только потом не говорите, что вам ничего не предлагали и вас никто не предупреждал о том, как вообще заканчиваются игры малочисленных народов с Россией.

Это уже ваш выбор – где поставить запятую в названии поста.
  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG