Accessibility links

Внимание, на старт!


Среди политиков идут интенсивные консультации и переговоры по созданию предвыборных блоков и альянсов, оговариваются должности, на которые могут рассчитывать те или иные лица в случае победы команды, но, понятно, что тут еще все может поменяться, как в ка
Среди политиков идут интенсивные консультации и переговоры по созданию предвыборных блоков и альянсов, оговариваются должности, на которые могут рассчитывать те или иные лица в случае победы команды, но, понятно, что тут еще все может поменяться, как в ка
СУХУМИ--Через несколько дней, в понедельник 27 июня, будет дан официальный старт кампании по досрочным выборам президента Абхазии: начнется регистрация инициативных групп по выдвижению кандидатов. Сейчас у местных журналистов, которые обращаются к теме выборов, довольно трудный период.

Среди политиков идут интенсивные консультации и переговоры по созданию предвыборных блоков и альянсов, оговариваются должности, на которые могут рассчитывать те или иные лица в случае победы команды, но, понятно, что тут еще все может поменяться, как в калейдоскопе, и политики поэтому «молчат, как партизаны на допросе». Некоторые из них, слышал я, со скорбными лицами заявляют журналистам: «Как вообще можно на эту тему публично говорить, пока не закончился 40-дневный траур по покойному президенту Сергею Васильевичу Багапшу?!» А этот траур закончится лишь на второй неделе июля…

В заявлениях, которые делали в последнее время некоторые партии и организации, немало недоговоренностей и намеков на некие факты, о которых широкой общественности остается только догадываться. Так, в заявлении политсовета партии «Форум Народного Единства Абхазии» от 20 июня говорится: «Внезапная кончина президента РА С. В. Багапша поставила общество перед процессом новых выборов главы государства. Скорбное молчание в обществе и в офисах различных политических партий и движений нашей страны некоторые недобросовестные люди стали, по мнению ФНЕА, использовать в целях распространения слухов и домыслов против партии, ее участия или неучастия в предстоящих выборах Президента РА».

Общее впечатление: может быть, еще никогда в послевоенной истории Абхазии политический ландшафт не менялся так стремительно, как в эти дни, – так же, как в геологически активные периоды это происходит с поверхностью Земли. Создаются новые союзы и группы поддержки, новые противостояния. Внезапный уход из жизни президента Сергея Багапша внес, в первую очередь, сумятицу в ряды правящей партии «Единая Абхазия», одним из основателей и неформальным лидером которой он был. Еще недавно ее представители гордились рекордной для политических партий Абхазии численностью рядов «ЕА» (на душу населения получалось больше, чем не только «единороссов» в РФ, но и коммунистов в однопартийном СССР), их, как они уверяли, сплоченностью, а тут вдруг обнаружились острые противоречия в руководстве и размежевание рядов.

Внимание, на старт!
Внимание, на старт!
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:26 0:00
Скачать


Произошло это, по неофициальным данным, после того как один из предполагаемых фаворитов избирательной гонки, премьер-министр Сергей Шамба, и председатель правящей партии «Единая Абхазия» Даур Тарба договорились, что последний пойдет в паре с Шамба кандидатом в вице-президенты. (Говорю об этом только потому, что слышал неоднократно эту историю из самых разных независимых друг от друга и достаточно авторитетных источников.) Но посвящены в это были поначалу только двое близких ему соратников по партии. Однако многие члены политсовета «ЕА» возмутились. На заседании президиума политсовета они потребовали у своего лидера ответа: почему он стал заключать такие договоренности без совета с ними, не заручившись их поддержкой.

17 июня президиум политсовета партии распространил заявление, в котором, в частности, сказано: «На предстоящих внеочередных выборах президента Республики Абхазия РПП «Единая Абхазия» не выдвигает своего кандидата в президенты, но поддержит того кандидата, который в своей программе будет стремиться к порядку, справедливости, благосостоянию граждан и придерживаться тех принципов, по которым жил и работал лидер нашей партии, президент страны - Сергей Васильевич Багапш». Многие в обществе тут же задались вопросом: поскольку трудно представить себе кандидата в президенты, который в своей программе заявит, что не будет стремиться к порядку, справедливости, повышению благосостояния граждан, нужно ли это понимать как рекомендацию членам партии голосовать по своему усмотрению за любого из кандидатов?
В обществе нет недостатка и в предложениях, как сделать так, чтобы выборы прошли достойно и спокойно, в том числе и весьма оригинальных.

Тут мне в голову пришло такое сравнение. Как известно, во всем мире продолжается интенсивное изобретение «вечных двигателей», хотя считается, что их существование в принципе невозможно. Так же и со знаменитой фразой Уинстона Черчилля: «Демократия плоха, но ничего лучшего человечество не придумало». Как бы часто ее ни цитировали, то тут, то там пытаются все же предложить нечто лучшее.

Один из ораторов на встрече ветеранов Отечественной войны народа Абхазии, состоявшейся в Минобороны РА по инициативе командиров резервных бригад, отметив неприемлемость для нас «европейской демократии», которая приводит к конфронтации, сказал, что не исключает варианта избрания главы государства на всенародном сходе в присутствии старейшин на исторических полянах в Лыхны или Мыку. Выглядит это, конечно, красиво, но слишком много остается вопросов: кто будет определять участников этого схода, кто и как подсчитывать голоса, как будет осуществляться пропускная система на «историческую поляну», наконец, где все-таки это будет – в Лыхны или Мыку… Другой ветеран посоветовал троим вероятным кандидатам в президенты объединиться и пойти на выборы одной командой, распределив между собой посты президента, вице-президента и премьера. То есть создать таким образом триумвират (образование, которое и в Древнем Риме было непрочным, а при наших обстоятельствах – тем более).

Автор еще одной идеи, прозвучавшей в печати, предложил продумать такую процедуру выборов, при которой набравший больше всего голосов получает кресло президента, занявший второе место – вице-президента, а третье – премьер-министра. Но при этом упускается из виду такая «деталь»: кандидаты идут на выборы вообще-то со своей командой единомышленников, людей, которым комфортно работать друг с другом, и, в принципе, со своей идеологической платформой. (Хотя, чего уж там скрывать, у многих людей вся «идеология» сведена к жажде, как можно быстрее и активнее конвертировать власть в личные выгоды.)

Безусловно, тех, кто предлагает те или иные выборные нововведения, можно понять: ими движет стремление во что бы то ни стало избежать пережитого всем нашим обществом в конце 2004-го – начале 2005-го. Пронзительная фраза прозвучала в опубликованном только что в «Республике Абхазия» предвыборном опросе в устах одного 23-летнего избирателя: «Я не хочу ссориться с друзьями из-за выборов, как это делали наши родители. Моя мама до сих пор не разговаривает с братом, хотя уже прошло шесть лет».

Остается верить в то, что наше общество за прошедшие годы стало все же гораздо более зрелым, что те выборы явились для него прививкой от избирательного сумасшествия. И не только верить, но и действиями каждого из нас стараться доказать это.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG