Accessibility links

Память о доме


Беженцы по-разному рассказывают о своих потерянных домах. У некоторых комок застревает в горле, другие говорят с горькой улыбкой
Беженцы по-разному рассказывают о своих потерянных домах. У некоторых комок застревает в горле, другие говорят с горькой улыбкой
ТБИЛИСИ---Призыв Генассамблеи ООН «соблюдать имущественные права всех внутренне перемещенных лиц и беженцев, пострадавших от конфликтов в Грузии», поднимает вопрос документального подтверждения этих прав. В Грузии с 2006 года действует программа «Мой дом», в рамках которой осуществляется опись оставленного недвижимого имущества беженцев из Абхазии и Цхинвальского региона. На днях президент Грузии утвердил «Порядок предварительной регистрации недвижимости на оккупированных территориях», который вступит в силу через 15 дней.

Беженцы по-разному рассказывают о своих потерянных домах. У некоторых комок застревает в горле, другие говорят с горькой улыбкой. Но у всех, будь они беженцы первой волны или вынужденные покинуть дома после августовской войны, в памяти одинаково ярко запечатлен образ родного дома. Ольга третий год как беженка из Южной Осетии. Ей родственники-осетины периодически пересылают по Интернету фотографии ее двора. Дом сгорел во время войны.

«Подействовало на меня то, что в нашем дворе уже трава разрослась, что там люди не ходят. Больше всего от этого у меня сердце заболело».

В отличие от Ольги, беженка из Абхазии Нино Кварацхелия не знает, как теперь выглядит ее дом:

«Я сухумчанка, я там родилась, выросла, жила до войны. Я выросла в доме на улице Ладария, 20. Улицу не переименовали – таких улиц сейчас мало в Сухуми. К сожалению, информации, кроме той, что кто-то там жил и все разграблено, сейчас у нас нет».

Слушать
Память о доме
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:13 0:00
Скачать


Родители Нино 26 сентября 1993 года захватили с собой только документы, среди которых были домовая книга и ордер на квартиру. Семья еще в 2006 году заполнила декларацию в Министерстве по делам вынужденно перемещенных с оккупированных территорий лиц, беженцев и расселению, когда началась президентская программа «Мой дом», предусматривающая опись недвижимого имущества беженцев из Абхазии и Цхинвальского региона на основе фотоснимков, сделанных с космического спутника. Что это значит для Нино? Она говорит, что это возможность дотронуться до своего дома, хотя бы на бумаге:

«Это единственный способ удостовериться и увидеть на карте мой дом - с помощью космических снимков. Есть еще аэроснимки, которые делались до войны. С помощью этих снимков и новейших технологий можно получить картину: что было до войны, сравнить с тем, что было после войны, и что сейчас там творится. Получить реальную картину, как там уничтожили дома этнических грузин, и не только грузин, а также других этносов, которые проживали на территории Абхазии».

Нино ждет, что скоро получит документ из Агентства публичного реестра, подтверждающий право на имущество на территории Абхазии. «Это документ, удостоверяющий, что я гражданка Грузии, которая на территории Грузии имеет свое имущество – это территория Абхазской автономной республики».

Через 15 дней в силу войдет новый порядок предварительной регистрации недвижимости на территориях де-факто республик, утвержденный президентом Грузии. Агентство публичного реестра будет выдавать документы, подтверждающие право на имущество. Как заявляет заместитель министра по вопросам вынужденно перемещенных лиц с оккупированных территорий, беженцев и расселению Тамар Мартиашвили, новый порядок юридически закрепляет право беженцев на недвижимость в бывших местах проживания:

«Процесс начинается с того, что владелец недвижимости на оккупированных территориях заполняет декларацию. Министерство вместе с этим лицом осуществляет идентификацию декларированной недвижимости, и на этой основе готовит кадастровый чертеж и передает Агентству публичного реестра, после чего агентство производит предварительную регистрацию этого имущество и выдает документ о регистрации, подтверждающий право на это имущество».

По словам Мартиашвили, декларацию в Министерстве заполнили десятки тысяч беженцев, и все данные поэтапно будут пересылаться на предварительную регистрацию в агентство. Декларацию заполняют и беженцы из Абхазии и Цхинвальского района, которые не являются гражданами Грузии, в надежде на то, что когда-нибудь они смогут вернуться в свои дома.
XS
SM
MD
LG