Accessibility links

Молчун против говоруна


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия
Михаил наш Саакашвили, президент Грузии, большой мастер поговорить – его политическая карьера не в последнюю очередь зиждется на ораторском таланте. Однако эффективность его пылких речей можно оценить по-разному. Иногда это блестящие и убедительные спичи, иногда (в последнее время все чаще и чаще) они изобилуют повторами, кажутся слишком затянутыми и скучными. Однако никто не отрицает, что « толкать» речи Миша любит и умеет.

Наверное, можно считать особо пикантным тот факт, что вызов действующему президенту бросил его главный и, пожалуй, единственный реальный противник – главный молчун страны, миллиардер Бидзина Иванишвили, который 20 лет не появлялся на экранах и дал всего пару тройку газетных интервью, из них последнее - российской газете «Ведомости». При этом дал его заочно по электронной почте.

Разумеется, в политических кругах Грузии понятие «серый кардинал» вполне употребимо. У нас их, по меньшей мере, двое. Первый – глава МВД Вано Мерабишвили, который очень редко появляется на экране, человек бесспорно талантливый, но при этом на редкость косноязычный – в любой самой захудалой политической академии Древнего Рима по предмету «риторика» у него стабильно была бы двойка. Есть еще более закрытый политик – самый «серый» из всех «серых кардиналов» Грузии – министр юстиции Зураб Адеишвили , он насколько непубличный, что однажды я при случае никак не мог вспомнить его фамилию.

Однако даже они в сравнении с Бидзиной Иванишвили выглядят просто-таки феерическими болтунами. Молчание Иванишвили - воистину эпическое, особенно на фоне состояния в 5 млрд. долларов. Это молчание, про которое говорят: «умно молчит». Молчание, формирующее целый комплекс мифологических верований. В представлении страстных поклонников миллиардера он не просто человек из плоти и крови, а живая легенда. Самое время перефразировать текст рекламы сыра «Хохланд»: «Папа, а Бидзина Иванишвили существует? Нет, сынок, это фантастика…».

Его появление на политической сцене ввергло власть в легко предсказуемый шок – в последние несколько месяцев оппозиция продолжила свое коллективное харакири и «Национальное движение» наконец-то впервые за долгие годы позволило себе расслабиться: теперь ничто не мешало ему получить очередные 80% на предстоящих в 2012 году парламентских выборах. Ясно, что в этом контексте у власти есть немало причин бояться Иванишвили – целых 5 млрд. причин.

Не понимаю, почему его сторонники так возмущены моментально вываленным компроматом или решением лишить олигарха гражданства! Политика – вещь циничная, а грузинская политика цинична вдвойне. Иванишвили ступил на другую территорию, где действуют иные, непривычные для него правила игры. Все его бывшие заслуги теперь не значат ровным счетом ничего. Законы бизнеса - это законы бетонных, урбанизированных джунглей. Законы политики - это законы обычных джунглей, куда беспощаднее. В конце концов, никого же не возмущает то, что Иванишвили начал свою политическую деятельность с резкой критики «Нацдвижения»? Что ж, сделал первый удар, смирись с тем, что будет ответ. На мой взгляд, в борьбе против политика-олигарха власти пойдут на все, однако совершенно очевидно, что действовать они будут на грани фола – на грани между законом и произволом. При этом, скорее всего, постараются все же не пересечь черту.

В этой ситуации очень многое зависит от самого Иванишвили: мифы и образ человека-фантома – это хорошо для бизнеса и благотворительности, но абсолютно неприемлемо для политики. Как говорится, деньги любят тишину. А вот политика обожает шум – сверкающие экраны, большие и помпезные партийные съезды, агрессивные дебаты, встречи с людьми, во время которых клиент должен излучать энергию и неподдельный интерес к обыденным проблемам местного значения.

15 октября Бидзина Иваншвили впервые за 20 лет появился на экране, дав интервью агентству «Рейтер». Что ж, теперь, по крайней мере, мы все увидели, что он реально существует – а это уже большой прогресс.

Однако ему придется появляться на экране чаще, намного чаще. Это, кстати, содержит в себе и определенную опасность – миф может быть развенчан. Когда на людях появится не Ахиллес или Геракл, в ореоле 5 миллиардов долларов, а обычный с виду человек – невысокий, худощавый, не слишком харизматичный – велика вероятность, что публику постигнет разочарование. Однако, никакого другого варианта у олигарха уже нет. Он избрал своими союзниками наиболее продвинутые и либерально-прозападные партии - республиканцев и «Свободных демократов». Это, разумеется, хорошо – гораздо лучше, чем если б он позвал к себе пучеглазого Гачечиладзе или дискредитированную Бурджанадзе. Однако общественности интересны не уже давно знакомые республиканцы, а лично миллиардер-политик. У Иванишвили не получится слишком долго оставаться «серым кардиналом» за спиной политических организаций и рано или поздно аудитория потребует: «Царя в студию!»

На самом деле шансов, если не победить власти, то получить в парламенте балансирующий «пакет акций», у Бидзины Иванишвили очень много. И дело не в симпатиях или антипатиях к нему – мысль о том, что националы снова получат 80% в парламенте, настолько невыносима, что утопающие хватаются за соломинку. Тем более за такую…

Теперь главное – ничего не испортить, не сделать так, чтоб все потом с ностальгией вспоминали: «Эхххх, зато как молчал…..».
  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG