Accessibility links

Жизнь на погосте


Шесть лет назад на въезде в село Лечкоп Сухумского района росли чайные кусты и кукуруза, а сейчас вместо плантаций настоящее кладбище
Шесть лет назад на въезде в село Лечкоп Сухумского района росли чайные кусты и кукуруза, а сейчас вместо плантаций настоящее кладбище
СУХУМИ--Жители села Лечкоп Сухумского района, не желающие мириться с соседством со стихийным кладбищем, вышли на акцию протеста. Дело в том, что захоронения стали производиться рядом с их домами. Более того, свежие могилы появились вдоль водопроводной трубы, которая снабжает село.

Шесть лет назад на въезде в село Лечкоп Сухумского района росли чайные кусты и кукуруза, а сейчас вместо плантаций настоящее кладбище. Официальный погост располагается чуть выше по улице Кольцевой, а это здесь появилось стихийно. Стоило одному занять земельный участок, как могилы заполонили всю прилегающую территорию. За какие-то три года траурные ограды появились близи домов. Теперь живых и мертвых разделяют всего 20 метров.

«Захоронения практически уже около моего дома. У меня детская комната выходит прямо на кладбище. Смотрим в окно - а там могилы», - возмущается местная жительница Виктория Томберг.

Соседство с кладбищем доставляет массу хлопот местным жителям. Постоянные траурные процессии – это только полбеды. Главное, что беспокоит людей, – их собственное здоровье. Причины волноваться есть, ведь захоронения появляются рядом с водопроводной трубой. Мало того что ее постоянно повреждают могильщики, так в нее могут попасть опасные трупные бациллы. «Постепенно человек разлагается, труба железная, может прорваться, и потом эту воду 300 человек будут пить. И вот тебе эпидемия пошла», - говорит местный житель Ардаш Хачатурян.

От несанкционированного кладбища у лечкопцев одни проблемы. Воду пить нельзя, бытовую технику тоже не включишь, потому что на погосте постоянно работают сварочные аппараты. Напряжение в сети скачет, как давление у гипертоника. Бывает, что лампочки лопаются, а бывает - еле светят. Такая жизнь сельчанам порядком надоела. «Дальше, чтобы не хоронили, хватит уже! Мы этого не хотим! Что, наши дети будут среди кладбища расти?!» - возмущается местная жительница Сусанна Петикян.

Территория бывшей плантации стремительно сокращается. Если ее освоение продолжится такими темпами, то кладбищу ничего не останется, как перекинуться на противоположную сторону дороги. Этого и боятся местные жители. При таком развитии событий могилы будут рыть фактически на приусадебных участках. «Закрыть это кладбище! Скоро к огородам подойдут. Люди уже не знают, что делать. Тут постоянно крики, шум, плач», - рассказывает Ардаш Хачатурян.

140 жителей села Лечкоп подписались под заявлением на имя главы администрации Сухумского района. Владимир Авидзба полностью на стороне сельчан. Но повлиять на ситуацию местные власти не в состоянии. Кладбище официально не существует, а захоронения производятся, как в лучших детективных романах. Могилы роются под покровом ночи накануне даты похорон. Предпринять что-либо невозможно, администрацию села и района фактически ставят перед фактом. «Разрешения на захоронения на этом кладбище не дает ни глава администрации села, ни, тем более, я. Потому что официально это кладбище переполнено и уже закрыто», - объясняет ситуацию и.о. главы администрации Сухумского района Владимир Авидзба.

Возможности районной администрации невелики. Выставить пост милиции не позволяет штатная численность местного РОВД, а простых запретов люди не понимают. Единственное, что остается, – вырыть глубокий ров и вспахать пока незанятое могилами поле. Но вряд ли эти меры помогут остановить разрастание кладбища.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
XS
SM
MD
LG