Accessibility links

Сохранение или подрыв единства?


Во-первых, «Русский марш» - это праздничное шоу националистов - был самым масштабным за последние семь лет
Во-первых, «Русский марш» - это праздничное шоу националистов - был самым масштабным за последние семь лет
ВАШИНГТОН---На прошлой неделе Россия отметила один из самых молодых своих государственных праздников - День народного единства. В массовом сознании россиян эта «красная дата» календаря еще не успела приобрести какого-то отчетливого смысла, который был у дня Октябрьской революции, и который есть у Дня победы. Однако за семь лет своего существования этот праздник оказался зарифмованным с «Русскими маршами», массовыми шествиями националистов по столице России и другим городам. Помогают ли подобные акции сохранению единства страны или, напротив, подрывают его?

День народного единства 2011 года стоит того, чтобы на него обратили внимание по нескольким причинам. Во-первых, «Русский марш» - это праздничное шоу националистов - был самым масштабным за последние семь лет. Во-вторых, на этот раз его организаторы первостепенное внимание уделили северокавказской теме. Лозунг «Хватит кормить Кавказ!» стал, пожалуй, самым главным требованием радетелей за права русского народа. Вообще, в нынешнем году это требование в выступлениях националистов заслонило собой все их прежние «коньки», такие как борьба с наплывом мигрантов и происками «мировой закулисы». В-третьих, в нынешнем году националистам удалось привлечь к своим мероприятиям сочувствующих оппозиционеров из либерального стана.

«Русский марш» поддержали известный блоггер Алексей Навальный и экономист Владимир Милов. Это дало возможность организаторам акции говорить о себе не только как об узколобых националистах, но и борцах с коррупцией и защитниках прав человека. Ранее правозащитная риторика была русским националистам незнакома. Сегодня они взялись за ее освоение. В своих целях, конечно же. И последнее (по порядку, но не по важности). «Русский марш» нынешнего года состоялся накануне парламентской избирательной кампании, которая открывает собой новый политический цикл в России.

И этот цикл, в отличие от предыдущего, в намного большей степени ориентирован на национальную проблематику. Сегодня тема «защиты русских» от «понаехавших» не только иностранных граждан, но и своих сограждан из северокавказских республик, уже не является уделом маргиналов и такого специфического политпроекта, как ЛДПР. Об этом говорят лидеры и активисты так называемых респектабельных партий, то есть тех сил, которые ранее пытались не связываться с откровенно национал-популистской риторикой. О нарушениях коренных традиций приезжими высказываются лидеры «Справедливой России».

Требование внести поправки в Конституцию и закрепить за русскими статус «государствообразующего народа» летом нынешнего года предлагали депутаты от КПРФ. Даже либеральное «Правое дело» совсем недавно пыталось оседлать националистического конька. Да что там эсеры, коммунисты или либералы, если в канун Дня народного единства в Центре социально-консервативной политики, претендующем на роль идеологического штаба «Единой России», прошел круглый стол по проблемам русского народа. Основным докладчиком на мероприятии был хорошо известный в широких кругах Дмитрий Рогозин, который повторил свои скандальные тезисы о дискриминации русских со стороны выходцев из северокавказских республик. И если кто забыл, то еще в декабре прошлого года на площадке радикальных националистов пытался сыграть не кто-нибудь, а премьер-министр и главный фаворит президентской кампании-2012 Владимир Путин. Лидер, который крайне чувствителен к малейшим изменениям политической моды.

Между тем к ним чувствительны не только российский премьер, но и судебные инстанции, которые опять-таки в канун всенародного праздника решили одним ударом покончить с делом по событиям Манежной площади. В итоге мы имеем два довольно противоречивых, если не сказать странных, приговора. С одной стороны, на скамье подсудимых оказываются представители лимоновской «Другой России», но нет ни одного лидера таких радикальных националистических структур, как запрещенный «Славянский Союз» или движение «Русские».

С другой стороны, выходец из Северного Кавказа Алан Черкесов получает беспрецедентно жесткое наказание в виде двадцати лет лишения свободы. Таким образом, вместо того чтобы работать над сглаживанием этнических противоречий и строить мосты между Северным Кавказом и остальной Россией, власти и так называемые системные политики пытаются играть с националистическим и ксенофобским огнем. Такая игра ведется по-разному. Одни пытаются понять и оправдать марши ненависти, а другие позаимствовать лозунги и приемы их организаторов. Наверное, такая тактика может добавить кому-то пару-тройку процентов. Вот только народное единство страны при подобном подходе превращается в недостижимую цель.
XS
SM
MD
LG