Accessibility links

Реквием по СНГ-2


Запомнился описанный одной из газет мимолетный эпизод, когда Игорь Смирнов отпустил снисходительно-язвительную реплику после не слишком грамотного оборота речи Эдуарда Кокойты
Запомнился описанный одной из газет мимолетный эпизод, когда Игорь Смирнов отпустил снисходительно-язвительную реплику после не слишком грамотного оборота речи Эдуарда Кокойты
СУХУМИ--Напоминавшие боевые сводки сообщения из Южной Осетии, где более двух недель после второго тура президентских выборов бушевал политический кризис, сменили на новостных лентах сообщения из Приднестровья, где противостояние в обществе явно не такое жесткое, но ситуация с выборами главы государства сложилась тоже весьма запутанная. Да, так получилось нынче, что во всех трех республиках, заключивших пять с половиной лет назад межгосударственный союз, в течение нескольких месяцев прошли президентские выборы. И везде в этом году ушли прежние их лидеры, данный союз заключавшие.

Сегодня это название – Сообщество «За демократию и права народов» – уже почти забыто. А ведь когда-то, четыре-пять лет назад, эта организация, формально еще продолжающая существовать, постоянно фигурировала в средствах массовой информации не только Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии, но и России и других стран СНГ. Совместная декларация о создании Сообщества была подписана 14 июля 2006 года в Сухуме президентами непризнанных (тогда – всех трех) республик Сергеем Багапшем, Игорем Смирновым и Эдуардом Кокойты. В ней, в частности, сказано:

«Одной из целей создания Сообщества является завершение политико-правового оформления распада Союза ССР через признание международной правосубъектности Республики Абхазия, Приднестровской Молдавской Республики, Республики Южная Осетия». Не знаю доподлинно, как в других республиках, но отчетливо помню, с каким энтузиазмом было воспринято создание этого, как его окрестили с легкой руки какого-то российского автора, СНГ-2 – «Содружества непризнанных государств», в абхазском обществе. Ведь спустя многие годы международной изоляции, когда в Абхазию приезжали лишь отдельные ее друзья, впервые наши руководители установили постоянные равноправные отношения на международном уровне – пусть и с подобными себе изгоями мирового сообщества. Поверьте, это было очень важно психологически. С какой гордостью говорили у нас, например, об открытии в особняке рядом с комплексом правительственных зданий в центре Сухума посольства Южной Осетии!

Реквием по СНГ-2
please wait

No media source currently available

0:00 0:02:59 0:00
Скачать


Особый разговор – почему к Сообществу не присоединилась Нагорно-Карабахская Республика. Один ереванский эксперт, приезжавший в Абхазию, так объяснял это в нашей прессе: Сообщество, нетрудно догадаться, - российский проект, у НКР же два главных покровителя - Армения и мощная западная армянская диаспора, и хотя первая находится в орбите российского влияния, во второй такое блокирование может быть воспринято негативно. В общем, НКР не стала вступать в Сообщество с целью сохранения большой свободы маневра… В Абхазии восприняли это с пониманием, без обид.

Создание Сообщества, затем – его Межпарламентской ассамблеи, регулярные встречи их руководителей сыграли несомненную роль в том, что в Абхазии гораздо лучше узнали о жизни наших собратьев – ПМР и РЮО. Тема Сообщества была настолько популярной, что в 2007-м одна из абхазских газет поместила на первой странице номера коллаж, где знаменитые васнецовские «Три богатыря» были изображены с лицами Игоря Смирнова (Добрыня Никитич), Сергея Багапша (Илья Муромец) и Эдуарда Кокойты (Алеша Попович).

Абхазская независимая пресса уже с конца 90-х была достаточно раскованной, и это отражалось и в освещении ею таких в целом весьма положительно воспринимаемых обществом мероприятий, как встречи глав государств СНГ-2. Запомнился описанный одной из газет мимолетный эпизод, когда Игорь Смирнов отпустил снисходительно-язвительную реплику после не слишком грамотного оборота речи Эдуарда Кокойты.

Разговоры об экономическом сотрудничестве, правда, так и остались разговорами: уж слишком непросто добираться друг до друга. Скажем, чтобы доехать из Сухума до Тирасполя и наоборот надо преодолеть не только около двух тысяч километров, но и три государственные границы.

Самое крупное по численности населения (около полумиллиона) и экономически самодостаточное с развитой промышленностью государство из нашей тройки – это Приднестровье. В Абхазии народу живет в два с лишним раза, а в Южной Осетии – и вовсе раз в 10-15 раз меньше. Но в деле признания независимости размеры, как известно, не имеют решающего значения. (Вспомним про не имеющий государственности 30-миллионный народ курдов, тысячелетия живущий на одной и той же территории). И получилось так, что после августовской 2008 года войны на Южном Кавказе два государства – РЮО и РА – в одночасье получили признание одной из ведущих мировых держав России, а затем и ряда других членов ООН. ПМР же подобный шаг со стороны РФ явно не светит, больше того, в какой-то момент Москва стала предпринимать шаги для объединения ее с Молдавией и добилась в переговорном процессе между Кишиневом и Тирасполем определенных успехов. Правда, мне в положительные результаты этого процесса ни минуты не верилось, так же, как и в наметившиеся было перспективы воссоединения греческой и турецкой части острова Кипр…

После 26.08.2008 структуры Сообщества продолжали функционировать, хотя деятельность их уже не была в фокусе общественного внимания. На протяжении последних лет я обычно вспоминал о его существовании, когда ежевечерне в прогнозе погоды Абхазского телевидения по экрану плыли и строки про страны Сообщества «За демократию и права народов».

И вот – 2011 год, последний год правления отцов-основателей Сообщества. Согласно известному в мире парадоксу, преждевременная кончина лидера часто в виде какой-то компенсации что ли добавляет к его имиджу позитивных, даже благостных красок. Так случилось и с ушедшим из жизни 29 мая Сергеем Багапшем. А вот Эдуард Кокойты, судя по информации, которую мы в Абхазии получаем из СМИ, закончил свое пребывание 10 декабря на посту президента Южной Осетии ужасно, с клеймом труса (Джавское бегство), при котором бесследно пропадали миллиарды российской финансовой помощи, и который изо всех сил, не брезгуя ничем, цеплялся за власть. Игорь Смирнов же, попытавшийся стать в пятый раз президентом Приднестровья, на следующий день, 11 декабря, не набрал даже достаточного количества голосов, чтобы пройти во второй тур выборов. Мало того, концовка его двадцатилетнего правления была омрачена коррупционными скандалами, выпадом против него российского телеканала НТВ.

Какая судьба ждет Сообщество «За демократию и права народов»? Канет ли оно в Лету, как и многие другие межгосударственные союзы, или к нему придет второе дыхание? Трудно сказать. В принципе, оно и при создании своем мыслилось как нечто не слишком долговременное, ибо с достижением признания независимости входящих в эту организацию стран исчезает и главная цель, которой подчинена ее деятельность. Впрочем, схожесть исторических судеб так или иначе навсегда связала на рубеже двадцатого и двадцать первого веков наши страны и народы.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG