Accessibility links

Грузинский урок


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия
Следя за развитием событий в Южной Осетии, я вспомнил нечто, на первый взгляд не имеющее никакого отношения к цхинвальской драме. Но это лишь на первый взгляд.

В январе 2000 года я в составе небольшой группы из 4 грузин и 3 абхазов побывал в США. Поездка была организована американским посольством, при финансовом участии Госдепартамента. Мы побывали в Вашингтоне, Коламбусе (штат Огайо), центре мормонской веры Солт-Лейк-Сити, затем нас свозили в Нью-Йорк, а оттуда через Стамбул грузин отправили в Тбилиси, абхазов – через Москву в Сочи. При этом, ни до, ни после визита нам ничего не говорили, не задавали никаких вопросов – покатались и бай-бай.

Я долго думал и задавал себе вопрос : «Что это вообще было?» Кому понадобилось оплачивать 2-недельную поездку каких-то там грузин и абхазов, в чем тут смысл? Некоторое время спустя я наконец понял, что это была не просто поездка, а часть отлично выверенной и блестяще исполненной стратегии.

Для того чтобы понять, что к чему, надо вспомнить, какой была Грузия в 90-х и начале 2000-х годов. Приезжавшие в Тбилиси иностранцы приходили в ужас от того, что в стране были совершенно непонятные нормальному человеку, перевернутые с ног на голову понятия. По прибытии в тбилисский аэропорт можно было благополучно забыть обо всем, чему они учились в университетах и осуществляли на практике по всему миру. Грузия 90-х - начала 2000-х годов – это полностью дезориентированное, дезорганизованное общество, где никто толком не знал, что делать. Никто не имел ни малейшего понятия, как организовать работу госструктур, куда бежать, если прорвало водопровод, как функционирует налоговая служба и таможня, в чем предназначение. антимонопольной службы, почему все должны платить за электроэнергию, и т.д. Словом - страна победившего хаоса и глубоких внутренних комплексов.

Поняв, что с таким пещерным менталитетом каши не сваришь, западники взялись за дело. Именно частью этого «дела» и была упомянутая поездка в Америку. Не спеша и терпеливо, американцы и европейцы приступили к перевоспитанию грузин. Ежегодно сотни молодых людей специально, намеренно возили в США и ЕС, где им спокойно, без надоедливой пропаганды показывали, что жить можно иначе, чем они привыкли, иначе, чем диктуют их внутренние комплексы, называемые традициями. Большинство из них возвращались из таких поездок убежденными сторонниками западных ценностей, не считающими, что образ жизни прадедушек и прабабушек – это идеал, не подлежащий ревизии. Западные стратеги понимали, что в конце концов, это приведет к ощутимым результатам, и рано или поздно в стране появится критическая масса (хоть и не большинство) активной молодежи, придерживающейся современных (более или менее) взглядов.

Параллельно с этим, с середины 90-х годов западные общественные организации приступили к внедрению в стране минимально элементарных норм правового сознания – бизнесменам объясняли, что в случае разногласий не стоит идти к ворам в законе, что пора наконец понять, для чего существует суд, рядовым гражданам вбивали в голову простую мысль, что воровать, колоться и убивать – не есть проявление высоты духа, что бесплатного газа не бывает даже в мышеловке. Кроме того, западные советники терпеливо объясняли грузинам, какой должна быть полиция, как надо строить государственные институты, и т.д.

Как и предполагали западные стратеги, в конечном итоге, это дало-таки положительный результат – сегодняшнее грузинское общество все еще остается зацикленным на национальных мифах, смешанных с советским паразитизмом, однако, благодаря активным и продуманным действиям наших западных союзников, удалось сдвинуть с места лежачий камень, который пребывал без движения уже несколько сот лет после смерти главного реформатора в истории Грузии царя Давида Строителя. Если общество не отступит с намеченного пути, то лет через 50 Грузия станет европейской страной – при этом не перестав быть собой. В этом нет ничего невозможного – Depeche Mode не противоречит «Мравалжамиер», а небоскреб, построенный в разумном месте, никак не скрадывает самобытность старого Тбилиси...

К чему я все это говорю? В первую очередь к тому, что в грузинском менталитете нет ничего такого уж прорывного и модернизационного, чего нет у остальных кавказцев. Вопреки мнению националистов, я не считаю, что Грузия априори более продвинутая чем, к примеру, Осетия, Чечня или Дагестан. В 70-80-е годы за рафинированным имиджем Грузии скрывался глубоко консервативный, зацикленный на своих бабушках и дедушках народ – по мне, так чеченцы и дагестанцы были честнее, не пытаясь замаскировать свой традиционализм показным южноевропейским лоском.

Однако (и тут мы подходим к самому главному), для модернизационного прорыва кавказским народам на данном этапе необходим союзник, который будет подталкивать их вперед. Будем честными – мы можем много говорить о древних цивилизациях на Кавказе, и это будет совершенно правильно, но ни у одного их сегодняшних кавказских народов (включая грузин) нет опыта самостоятельного строительства современного государства, и это надо признать. Незнание – не грех. Грех – это упорство в невежестве.

Грузинам повезло – у нас есть союзники, которые подталкивают нас вперед, и время от времени бьют по рукам наших политиков, когда они слишком уж явно начинают терять совесть. Осетинам, как и другим кавказцам, повезло меньше. Они находятся в сфере влияния России, которая не только не пытается сделать их лучше, но и напротив, всячески подавляет в них стремление к прогрессу и пинком пытается вернуть кавказцев назад – в архаизм и отставание. Именно поэтому беспредел, творимый в Цхинвали, – не частный случай, и не чья-либо досадная ошибка. Это – целенаправленная политика, смысл которой в том, чтоб не дать осетинам (абхазам, чеченцам, дагестанцам...) возможности хоть в чем-то опередить метрополию.

В этом истинный глубинный смысл цхинвальской драмы. Остальное – детали.
  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG