Accessibility links

«Они говорят, что скоро вас не будет»


Если в городском центре поддерживается еще хоть какой-то порядок, то в пригородах Хомса, где расположены черкесские села, царит революционный хаос
Если в городском центре поддерживается еще хоть какой-то порядок, то в пригородах Хомса, где расположены черкесские села, царит революционный хаос
ЧЕРКЕССК--Мухамед Сулейман (черкесская фамилия – Тлехуч) родился и вырос в Сирии. После учебы в Нальчике он получил российское гражданство, живет в Кабардино-Балкарии. Его мать и старший брат остались в объятом гражданской войной сирийском городе Хомсе. Вот уже две недели, как он потерял с ними связь - в Хомсе не работают телефоны, отключен Интернет, там уже шесть месяцев не платят зарплату, поэтому нечем отапливать дома. Городское население на грани голода. Если в городском центре поддерживается еще хоть какой-то порядок, то в пригородах Хомса, где расположены черкесские села, царит революционный хаос.

«Половина из наших работает в государственных структурах или служит в армии, - говорит Мухаммед Сулейман, - естественно, они не хотят выступать на стороне властей или так называемых революционеров. Но к ним приходят те, кто называют себя Сирийской свободной армией, и принуждают: "или вы с нами, или, если вы не с нами, значит, вы против нас". Вот такая ситуация. В черкесские села поступают угрозы от повстанцев: "скоро вас не будет, и землю вашу заберем, и с женщинами вашими всякое сделаем". Другой сирийский город Халем. В центре вроде бы тихо, а в пригородных районах – то же самое».

Все служащие муниципальных органов Хомса разбежались, из-за этого семья Мухамеда Сулеймана не может получить загранпаспорта, чтобы покинуть пределы Сирии. «У меня брат – инженер, работает на государственном предприятии, но даже он не может получить загранпаспорт – в этом проблема. В Хомсе ни паспортный стол, ни ЗАГС, ни другие учреждения, где можно было бы взять хоть какие-нибудь справки, не работают. Некоторые говорят: "поезжайте в Дамаск, там получите загранпаспорт", но чтобы получить паспорта в Дамаске, нужно предварительно какие-то документы получить в Хомсе. Получается, замкнутый круг. Кроме того, город Хомс окружен войсками, ехать в Дамаск - не вариант».

«Они говорят, что скоро вас не будет»
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:27 0:00
Скачать


С начала года в Россию обратилось около 600 сирийских черкесов с просьбой предоставить им политическое убежище. Общественная организация черкесских репатриантов в Кабардино-Балкарии «Пэрыт» (стоящий впереди) предоставляет им бесплатную юридическую консультацию, помогает им оформить документы на получения российской визы. «Мы оформляем им приглашения для получения визы на один год, - говорит председатель организации репатриант из Сирии Ахмет Сташ, - объясняем им, что к чему, какие документы необходимо привести, сопровождаем их»

Мурат Гукемухов: Сколько человек к вам уже обратилось?

Ахмед Сташ: С 10 января по сегодняшний день приблизительно 110 человек к нам обратилось, мы оформили для них приглашения и направили их на рассмотрение в соответствующие инстанции.

Черкесские общественники апеллируют к российскому закону о соотечественниках, по которому сирийские черкесы как представители коренных народов имеют право на защиту своих прав со стороны России в странах проживания и преимущественное право на переселение на историческую родину.

На днях обращение парламента Адыгеи к Федеральному собранию с просьбой о содействии репатриации сирийских черкесов на историческую родину обсуждалось на специальном совещании в Совете Федерации с участием сенаторов и спикеров парламентов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. По итогам совещания было принято решение направить в Сирию делегацию от Совета Федерации с участием представителей регионов, в которых эта тема поднимается, с целью изучения ситуации, в которой оказались сирийские черкесы.
  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG