Accessibility links

Информационная война или некомпетентность?


Абхазские СМИ, надо сказать, все эти годы очень мало интересовались событиями в Грузии, если те не касались непосредственно грузино-абхазских отношений
Абхазские СМИ, надо сказать, все эти годы очень мало интересовались событиями в Грузии, если те не касались непосредственно грузино-абхазских отношений
СУХУМИ--Несколько недель назад во время встречи с заместителем министра иностранных дел Абхазии Ираклием Хинтба я спросил у него, почему властные структуры республики никак не отреагировали на странное сообщение двух грузинских СМИ о том, что российское посольство в Абхазии закрылось, а посол спешно отбыл в Москву. Решили просто проигнорировать очевидную дезинформацию? Но ведь многие наблюдатели могут понять и так: если никто не опровергает, значит опровергать нечем… Ираклий очень удивился и сказал, что ничего об этом сообщении не знает. Я пообещал, что найду его в интернете и перешлю ему по электронной почте. Но когда начал поиски во всемирной паутине, они не увенчались успехом; по-видимому, сообщение удалили… Жаль, что сразу не скачал.

Тут напрашиваются две версии. Первая – это была сознательная дезинформация. Может быть, в расчете на то, что ее подхватят и распространят и российские СМИ. Но не получилось: данный якобы факт выглядел настолько ничем не объяснимым, что, по-видимому, никому не пришло в голову распространить информацию без проверки. Вторая версия – элементарный непрофессионализм, когда сперва прокричат, а только потом начинают выяснять, откуда что взялось. Исключать нельзя ни того, ни другого, потому что и то, и другое уже не раз встречалось в практике.

Помню, несколько лет назад тбилисские «асы информационной войны», как они, очевидно, себя воспринимали, сделали вброс в интернет-пространство ряда заведомо ложных и, в основном, нелепых по содержанию «новостей», якобы исходящих от абхазских СМИ. И кое-какие из российских сайтов на это повелись. Агентству Апсныпресс пришлось делать опровержение и высказывать возмущение этими «асами», которые, не исключаю, еще и гордились своей «остроумной» проделкой. Но гораздо больше было случаев, когда всякого рода «дичь» распространялась в силу, мягко говоря, некомпетентности распространителей. Достаточно вспомнить, сколько раз в Абхазии потешались над высказываниями премьер-министра работающего в Тбилиси правительства Автономной Республики Абхазия Гии Барамия! То он объявлял, что в Абхазии осталось только по сути одно село – «Беслахуба», то распространял страшилку, что из-за вывоза песка на стройки олимпийского Сочи в Абхазии «море уже на семь метров углубилось в сушу»…

Что способствует появлению подобных нелепиц в СМИ? Среди прочего и такая объективная реальность, как отсутствие после войны общего грузино-абхазского информационно-правового пространства. Нет возможности подать в суд, чтобы привлечь к ответственности распространителя ложной информации. И можно нести что угодно о происходящем «по ту сторону», не беспокоясь о проверке фактов: ведь все адресовано аудитории, которая «не в курсе», а до тех, кто «в курсе», сообщение вряд ли дойдет. Но с распространением интернета ситуация стала все же меняться…

Информационная война или некомпетентность?
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:02 0:00
Скачать


Абхазские СМИ, надо сказать, все эти годы очень мало интересовались событиями в Грузии, если те не касались непосредственно грузино-абхазских отношений. А когда все же интересовались, то просто приводили выступления тбилисских СМИ. В Грузии же не хотят, по-видимому, доверять «сепаратистским СМИ» и часто предпочитают выслушивать таких «знатоков», как Гия Барамия. Вот еще один из той же когорты и тоже из структур АРА – заместитель председателя ее Верховного Совета Анзор Цоцонава. Недавно он решил просветить грузинскую аудиторию на актуальную тему парламентских выборов в Абхазии. Странно: в интернете столько информации об этих выборах из первоисточников – бери, изучай, используй, но господин Анзор предпочитает оперировать какими-то невесть откуда взявшимися цифрами и фактами. Уже после того, как ЦИК РА зарегистрировал почти полторы сотни инициативных групп по выдвижению кандидатов в депутаты, он вдруг назвал цифру: 70 таких групп. Раньше, рассуждает он, выборы проводились там персонифицированно, т.е. избиратели объединялись вокруг того или иного авторитета. Сегодня их там нет, они покинули Абхазию, и вообще идет массовая миграция абхазов... Интеллектуальная часть населения, по его убеждению, поняла, что в ближайшие десятилетия в Абхазии нет никаких перспектив не то что развития, даже существования, и поэтому спасла свои души бегством в страны бывшего СССР. Осталась марионеточная власть и избирательные голоса крестьян, которым не до политики, и манипулировать которыми не представляет особых трудностей…

Признаюсь, я не без труда вникал в суть этой малосвязной речи. Но не могу не отметить очень смутное представление господином Цоцонава о предмете разговора: по всем данным, количество и избирателей, и кандидатов в депутаты в республике, наоборот, растет. «Интеллектуальная часть»… Если кто-то после войны и уезжал, то сейчас как раз все вернулись; например, члены творческих союзов.

Вообще, единственная верно приведенная им цифра – это количество депутатских мест в современном абхазском парламенте. Но при этом он рассуждает: «Я считаю аномалией для такого маленького региона 35 депутатов, максимум их может быть 15-16». На самом деле в абхазском обществе сейчас дискутируется вопрос об изменении числа парламентариев, но только в сторону увеличения. Ведь это не бюрократический аппарат, сокращение которого обычно бывает полезным, а представительский орган. Так количество депутатов можно низвести и до десятка, и до пяти, но таких парламентов в мире просто не бывает. Кстати, до войны, когда население Абхазии было вдвое больше и составляло полмиллиона человек, в этот парламент было избрано 65 депутатов, то есть сокращение его вполне соразмерное.

По утверждению Цоцонава, армянская диаспора имеет в абхазском парламенте восемь мест, хотя на самом деле, согласно неписанной национальной квоте, – три. И в целом, по его мнению, армяне захватили в Абхазии все экономические рычаги, вытеснив вместе с русскими пришедших ранее северокавказских бизнесменов. А бесправный абхазский этнос Россия считает «пятисортным». Вот так, в зависимости от поставленной задачи, в Тбилиси могут кричать и о том, что абхазы в Абхазии захватили все, и о том, что они стали «пятисортными». Ну, а выручить их из последней прискорбной ситуации, уверен Цоцонава, конечно же, может только «широкая автономия» в составе Грузии…

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG