Accessibility links

А что если выборы сорвутся?


В отличие от российских властей, югоосетинские не столь прозорливы и не убрали графу «против всех» из бюллетеней
В отличие от российских властей, югоосетинские не столь прозорливы и не убрали графу «против всех» из бюллетеней
Югоосетинские президентские выборы намечены на 25 марта. Какова вероятность игнорирования голосования избирателем, ведь его мнением власти республики фактически пренебрегли, отменив итоги ноябрьских выборах? И в ходе этой кампании Центризбиркомом, как считаю эксперты, отсеяны во время регистрации неугодные кандидаты. К каким последствиям все это может привести? На столь непростые вопросы ответы искал Мурат Гукемухов.

Местное экспертное сообщество сходится во мнении, что срыв выборов маловероятен, но не исключен, учитывая несговорчивый нрав югоосетинского избирателя. Вот и югоосетинские власти проявляют обеспокоенность по этому поводу. На круглом столе, прошедшем в Цхинвале, Бела Плиева заявила, что посчитает врагом республики того претендента на пост президента, кто снимет свою кандидатуру. И в самом деле, после тщательного отсева оппозиционеров и прочих нежелательных конкурентов кандидатов осталось всего четверо. Если еще и они начнут снимать свои кандидатуры, тогда выборы уж точно будут сорваны.

По Южной Осетии разносятся мантры чиновников о нужности этих выборов и необходимости выполнить свой гражданский долг в избирательной кабинке. А что если упрямый избиратель заартачится, и выборы будут сорваны из-за явки ниже 50% или победы кандидата «против всех» (в отличие от российских властей, югоосетинские не столь прозорливы и не убрали эту графу из бюллетеней).

Какие последствия это может иметь для России, Южной Осетии или российских кураторов, ответственных за выборы? Руководитель Центра политической информации Алексей Мухин говорит, что никаких последствий не будет:

«Если эти выборы будут сорваны, то ничего страшного не произойдет. Мне кажется, что ситуация в Южной Осетии для Москвы уже приобрела гротескный характер. Москва в определенной степени утратила контроль над ситуацией, она выхолостила ее и для того, чтобы в дальнейшем избиратели ЮО поступали так, как им хочется - политическое значение выборов оказалось серьезно девальвировано. Теперь, сколько бы ни выбирала Южная Осетия себе президента, - она может это делать один или два, три раза, - Москве уже все равно: на ее репутации это никак не отразится».

А что если выборы сорвутся?
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:52 0:00
Скачать


Российский эксперт Алексей Ващенко считает, что не надо сравнивать репутационные потери России от югоосетинского кризиса власти как государства, несущего ответственность перед мировым сообществом за происходящее там, с позором: мол, какая разница, сколько их - один или два. Кроме того, не исключены кадровые перестановки вновь избранного президента Владимира Путина, и кураторы, ответственные за провал в Южной Осетии, могут поплатиться карьерой за некомпетентность, да и коррупционные схемы, связанные с процессом восстановления республики, любят тишину кабинетов, а не публичные скандалы.

«У людей появился реальный шанс уйти от этих подвалов и палаток, - говорит Алексей Ващенко, - если они сорвут эти выборы, как это ни парадоксально звучит. Если выборы будут сорваны вновь, Кремль вынужден будет выделить средства и начать реальное восстановление республики, убрать чиновников, которые виновны в распиле российской помощи и срыве выборов. Если же выборы пройдут по тому сценарию, который планирует Кремль, то ситуация практически не изменится. Люди сами могли убедиться: когда в республике началась конфронтация, наконец-то там активизировался процесс реального восстановления республики».

По сравнению с ноябрем, лица, ответственные за проведение выборов, и избиратели поменялись местами. Если в ноябре срыв избирательной кампании был необходим местным властям, а также российским кураторам, и вызывал протесты избирателей, то теперь спешить жителям республики некуда и беспокоится особенно не о чем.

В принципе, какая теперь разница, сколько этих выборов будет сорвано? Зато выгоды вполне возможны - российским кураторам или, скорее всего, тем, кто придет им на смену, придется постараться: продолжить демонстрацию быстрого восстановления республики и сменить тактику выхолащивания воли избирателя на иные, разумные решения в урегулировании политической кризиса в республике. А если нет, то и терять особо нечего.
  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG