Accessibility links

Павел Ардзинба, о котором теперь все говорят


На днях Генпрокуратура Республики Абхазия, предъявив обвинительное заключение троим первым арестованным по делу о покушении на жизнь президента РА Александра Анкваб (правда, все же на три дня позже положенного по процессуальным нормам срока), заочно предъ
На днях Генпрокуратура Республики Абхазия, предъявив обвинительное заключение троим первым арестованным по делу о покушении на жизнь президента РА Александра Анкваб (правда, все же на три дня позже положенного по процессуальным нормам срока), заочно предъ
СУХУМИ—Павел Ардзинба - имя этого человека сегодня стало самым обсуждаемым в Абхазии. Влиятельного и таинственного бизнесмена на днях обвинили в организации покушения на президента республики Александра Анкваб и объявили в международный розыск.

На днях Генпрокуратура Республики Абхазия, предъявив обвинительное заключение троим первым арестованным по делу о покушении на жизнь президента РА Александра Анкваб (правда, все же на три дня позже положенного по процессуальным нормам срока), заочно предъявила обвинение по тому же делу еще одному человеку – Павлу Ардзинба. Он объявлен в международный розыск.

Генеральная прокуратура утверждает, что вместе с покончившим жизнь самоубийством Алмасбеем Кчачем он организовал преступную группу, поставившую перед собой цель осуществить государственный переворот, убив президента.

А вчера Генеральная прокуратура Республики Абхазия заочно предъявила обвинение Ардзинба Павлу Харитоновичу еще и в организации покушений на жизнь главы администрации г. Пицунда Ардзинба Беслана Зосимовича, имевших место 20 сентября 2007 г. на шоссейной дороге «Псоу - Ингур» и 1 июня 2009 г. на территории администрации г. Пицунда. В первом случае из гранатомета «Аглень» была обстреляна служебная автомашина, в которой находился Беслан Ардзинба. Во втором случае на лестнице, ведущей к зданию администрации г. Пицунда, было заложено самодельное взрывное устройство с дистанционным управлением. В результате взрыва глава администрации и двое его сослуживцев получили телесные повреждения различной степени тяжести.

Павел Ардзинба, о котором теперь все говорят
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:40 0:00
Скачать


Одно из грузинских интернет-СМИ тут же откликнулось вчера сообщением под заголовком «В Абхазии обвинили одного Ардзинба в покушениях на другого Ардзинба». Но в абхазском обществе сама по себе данная коллизия мало кого, наверное, удивила. Дело в том, что фамилия Ардзинба, выдающийся представитель которой стал основателем современного абхазского государства, первым президентом РА, является не только одной из самых многочисленных и влиятельных в Абхазии. В послевоенные годы она, к сожалению, стала известна и серьезными раздорами среди однофамильцев, что в абхазском обществе встречается крайне редко. Фамилия эта известна и рядом крупных бизнесменов, двое из которых – Салыбей (Ака) и Леван Ардзинба – стали жертвами, как предполагается, наемных убийц.

Что касается того, в чем подозревается Павел Ардзинба, то я, как и прежде, не собираюсь ни поддерживать заявленное пресс-службой Генпрокуратуры, ни вступать с ней в полемику, ибо вплоть до решения суда подобное, как известно, табуировано. Остановлюсь лишь на том, что известно о прежней деятельности этого человека. Сразу скажу, что широкая общественность Абхазии осведомлена о ней крайне мало. Ведь если Алмасбей Кчач не только много лет возглавлял МВД республики, но и баллотировался в 2009 году в вице-президенты, пытался также стать парламентарием и так или иначе активно «засвечивался» в СМИ, то Павел Ардзинба избегал публичности. В первом и последнем интервью с ним, опубликованном в абхазской прессе почти семь лет назад, летом 2005 года, он был представлен так: «Павел Харитонович Ардзинба родился в 1951 г. в г. Гудаута.

Окончил дурипшскую среднюю школу. Имеет неполное высшее образование (окончил три курса юридического факультета Ростовского университета). Участник Отечественной войны народа Абхазии. Занимал пост заместителя министра обороны по вооружению и технике. В настоящее время президент абхазо-турецкой фирмы «Абтур». Замечу попутно, что и Александр Анкваб, возможно, в те же годы, учился на юрфаке Ростовского университета, но окончил его.

По совпадению, пару месяцев назад мне пришлось искать эту публикацию в архиве газеты «Эхо Абхазии», которую возглавляю со дня ее основания. Ко мне тогда обратились искавшие ее люди, работающие над книгой об ушедшем из жизни известном нашем военачальнике. Я решил, что в ней упоминался этот военачальник, но, перечитав ее сейчас, убедился, что нет… Возможно, дело в том, что в «Эхо Абхазии» в августе 2005-го на странице «Дайджест отечественной и зарубежной прессы» была лишь перепечатка отрывка из интервью журналиста Эммы Ходжава с П. Ардзинба в выходившей в Абхазии оппозиционной газете «Форум».

Сам я впервые услышал о Павле Ардзинба в первые дни грузино-абхазской войны в Гудауте, которая стала тогда по сути временной столицей Республики Абхазия. И услышал в довольно ироническом ключе из уст одного из «вечно недовольных», как о каком-то «Пашке Ардзинба», который сидит в штабе ополчения и пытается быть в числе руководителей обороны. В подтексте сказанного звучало убеждение, что абхазское ополчение должно руководиться исключительно военными, профессионалами…

Но совсем другая картина предстает из цитировавшейся уже публикации в «Форуме», незатейливо озаглавленной «Интервью П. Х. Ардзинба». В ней Павел Харитонович рассказывает о том, что «сторонники коллаборационизма возненавидели» тогда его и группу абхазских патриотов за авантюристическое, на их взгляд, решение сопротивляться. А в ответ на вопрос журналиста, правда ли, что в первые месяцы обороны страна во многом держалась на его личных средствах, он сказал: «Накануне войны я был самым богатым человеком в Абхазии. У меня на счету было более 600 миллионов рублей. Перед войной я отдал три миллиона МВД, охране передал на содержание, вооружение и обмундирование еще три миллиона, Сухуму – еще три миллиона. Я тогда роздал около 15 млн. рублей – тогда это составляло более 1,5 миллионов долларов. А в первые недели войны я свои личные деньги мешками отправлял на нужды сражающейся республики. Это потом подтянулись другие и стали помогать».

В конце интервью он с грустью замечает: «Таков мой удел – я часто занимался тем, о чем нельзя говорить, чтобы заработать лишние очки. Мало кто знает, что я был заместителем министра обороны по вооружению и технике. Об этом не написали, да и не надо. Я не награжден никаким орденом или медалью, мне этого тоже не надо».
Кстати, любопытно, что на той же странице в «ЭА» были приведены списки 20 самых состоятельных и 20 самых влиятельных бизнесменов Абхазии, взятые из публикаций в газете «Чегемская правда». Так вот, в первой строчке первого списка фигурирует «Павел Ардзинба (Бзыбский ДОК)», он же находится на пятой строчке второго списка. Правда, списки эти были приведены со ссылкой на неких неназванных экспертов, так что читатель был волен: верить им или нет… Многие считают, что по степени влияния на политические процессы рейтинг Павла Харитоновича был выше, другое дело, что он всегда находился в тени.

Мне довелось пообщаться с ним лишь однажды, в 1997 году. Да и то, можно ли это назвать нашим общением? Группа абхазских политиков и журналистов, в которой я находился, направляясь в одну зарубежную поездку, случайно встретилась с ним в Адлерском аэропорту. Это был красивый моложавый (тогда ему было чуть за 45) мужчина, и разговор, который у него завязался с членами нашей группы, касался исключительно скаковых лошадей; он был, оказывается, страстным лошадником, владельцем конезавода.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG