Accessibility links

Эпоха геополитической амбивалентности


Что касается расширения списка государств, признавших независимость Абхазии, то нынче в абхазском обществе подходят к этой теме гораздо спокойнее, чем раньше. Уже нет ни первоначальных эйфории и радужных надежд, ни разочарований
Что касается расширения списка государств, признавших независимость Абхазии, то нынче в абхазском обществе подходят к этой теме гораздо спокойнее, чем раньше. Уже нет ни первоначальных эйфории и радужных надежд, ни разочарований
СУХУМИ---Сегодня в Абхазии, как, наверное, и в Южной Осетии, проходят народные гуляния, посвященные четвертой годовщине со дня признания Российской Федерацией независимости этих молодых государств. Позавчера в Сухуме состоялась беседа за круглым столом, посвященная сегодняшней дате и организованная Абхазским медиа-клубом «Айнар». Президент Абхазии Александр Анкваб дал в связи с этой датой интервью информагентству «Апсныпресс». Статью о дате 26.08.2008, «когда наконец-то восторжествовала историческая справедливость», и пройденном после этого пути поместил на сайте российского агентства «REGNUM» депутат парламента Абхазии Беслан Бутба…

«Все течет, все изменяется», и поэтому, естественно, помимо неизбежно повторяющихся слов о судьбоносном значении для Абхазии «мужественного решения российского руководства» четырехлетней давности, в высказываниях наших политиков, дипломатов, политологов в каждом новом году звучат суждения и комментарии, отражающие новые реалии в двусторонних российско-абхазских отношениях и геополитическом раскладе в целом.

Уже довольно давно посол России в Абхазии Семен Григорьев публично произнес запомнившуюся фразу о том, что после «конфетно-букетного периода» в отношениях между РФ и РА не могли не наступить будни. А когда происходят тесное соприкосновение и интенсивное сотрудничество, они не могут обойтись без проблем. (Это, к примеру, в отношениях с такой далекой страной, как Венесуэла, возникновение проблем вряд ли возможно). Любопытно, что еще до того, как услышал приведенную метафору посла, я написал где-то о «медовом месяце» в этих отношениях, который длился, пожалуй, год-полтора после 26.08.2008, после чего в СМИ обеих стран начали звучать взаимные претензии. В российской прессе они, как правило, касаются случаев отъема жилья у русского населения Абхазии, в абхазской – недовольства рядом двусторонних соглашений, в частности по АЖД, опасений, что разрешение свободной продажи недвижимости россиянам, о чем не раз заходила речь, может привести к весьма невыгодному для абхазов изменению национального демографического баланса…

Эпоха геополитической амбивалентности
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:32 0:00
Скачать


Среди вопросов, заданных «Апсныпрессом» в упомянутом интервью президенту Абхазии, был и такой: «В числе проблем, которые в некотором смысле "омрачают" российско-абхазские отношения, часто называют экспортный кредит на восстановление железной дороги, территориальный спор вокруг села Аибга, жилищные споры... Как, на Ваш взгляд, эти проблемы влияют на характер российско-абхазских отношений и как они решаются?» Александр Анкваб выразил убеждение, что они не влияют негативно на стратегическое партнерство наших стран. «Процесс выстраивания стратегического партнерства подразумевает кропотливую, долгую, не всегда легкую работу. Главное при этом – твердая намеренность выполнять ее, способность и готовность к позитивному диалогу. Наше взаимодействие характеризуется именно этим». Остановившись на перечисленных проблемах, он сказал, в частности, что для тех, чьи имущественные права признаны российско-абхазской комиссией ущемленными, в Новом районе Сухума ремонтируется жилой дом на 54 квартиры. Если в комиссию поступят другие жалобы, и они будут признаны справедливыми, то и в таком случае будет найдено решение. По его мнению, не стоит говорить о том, что какие-то вопросы «омрачают» отношения двух стран. Так было бы, если б какая-то из сторон не проявляла готовности обсуждать и решать возникающие вопросы.

Что касается поднимаемого в России вопроса о необходимости скорейшего принятия закона о двойном гражданстве, который непосредственно связан с возможностью для россиян приобретать в Абхазии недвижимость, то об этом заговорил во время беседы за круглым столом посол России в Абхазии. Семен Григорьев посетовал: после выступления в свое время одного не названного им депутата абхазского парламента, который высказал опасение, что все 140 миллионов россиян захотят стать гражданами Абхазии, принятие этого закона застопорилось. Между тем из-за его отсутствия страдают и жители Абхазии, которые, выезжая в Россию, не могут там трудоустроиться и т.д. Впрочем, я думаю, что дело, конечно, не в выступлении конкретного парламентария, который, по-видимому, сознательно сгустил краски, а в опасениях весьма большой части абхазского общества, включая как рядовых граждан, так и представителей власти. Я встречал разные суждения об этом законопроекте, но очень многие считают, что лучше перестраховаться: ведь достаточно, мол, того, если и 140-я часть россиян обретет гражданство Абхазии, чтобы «тут все было скуплено». Тех, кто возражает им, убеждая, что эти риски преувеличены, гораздо меньше.

Кстати, я давно обратил внимание, что в российском экспертном сообществе существует распространенное заблуждение (это наглядно проявилось в ходе освещения в СМИ РФ последних президентских выборов в Абхазии), что для лидера партии «ФНЕА» Рауля Хаджимба и других оппозиционных политиков характерны «националистические » и чуть ли не «антироссийские» взгляды. На самом деле, мне кажется, Рауль Джумкович не больший «националист», чем все абхазские политики. Просто сама его роль главного оппозиционера страны диктует ему необходимость критики действий властей, в том числе в области внешней политики, и та же самая роль позволяет обращаться только к внутренней аудитории, в то время как властям приходится общаться и с ней, и со «стратегическим партнером».

Внимание многих наблюдателей и комментаторов привлекла тема, поднятая на круглом столе министром иностранных дел Абхазии Вячеславом Чирикба. По его мнению, в абхазском обществе некоторые преждевременно решили, что конфликт с Грузией завершен. Но об этом слишком рано говорить, поскольку нет ни одного соглашения мирного характера между Абхазией и Грузией, а в тбилисском руководстве очень много реваншистов. Нам рано еще расхолаживаться, почивать на лаврах, поскольку у нас очень коварный, умный и мстительный враг, который ничего не прощает и не забывает. Также в условиях неразрешенного конфликта опасно призывать к идеологическому разоружению. Участились массовые поездки в Грузию наших граждан, и это очень опасная тенденция. Наша продовольственная безопасность, сказал Чирикба, под угрозой, поскольку мы зависим от Грузии – мы покупаем там тоннами продукты питания, предметы легкой промышленности, поддерживая тем самым Грузию.

Что касается расширения списка государств, признавших независимость Абхазии, то нынче в абхазском обществе подходят к этой теме гораздо спокойнее, чем раньше. Уже нет ни первоначальных эйфории и радужных надежд (впрочем, мне помнится, что и после победы в войне 1992-1993 годов многие у нас искренне верили, что в ближайшем будущем Абхазию примут в ООН), ни разочарований, которые наступили, когда число признавших РА и РЮО стало пополняться гораздо медленнее, чем рассчитывали, и то лишь тихоокеанскими островами. Выскажу на этот счет такое мнение. После Второй мировой войны мир вступил в тот период развития, когда уже нет и не может быть новых поглощений одними странами других, а происходит только неуклонное увеличение числа независимых государств. А с некоторых пор мир вступил также в период, когда многие государства находятся и, вполне возможно, весьма долго будут находиться в условиях частичной признанности. Этакая геополитическая амбивалентность, двойственность взгляда на происходящее, где субъектом выступает мировое сообщество, а объектами – эти самые частично признанные, определяемая раскладом сил между ведущими мировыми игроками. И поскольку у США сегодня гораздо больше союзников, чем у России, соответственно, Косово признано гораздо большим числом государств, чем Абхазия и Южная Осетия. Хотя для принятия в ООН Приштине этого все равно недостаточно. И выхода из этого международно-правового тупика я пока что не вижу.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG