Accessibility links

Темная сторона экономики Абхазии


Магазин одежды в Сухуми
Магазин одежды в Сухуми
ПРАГА--СУХУМИ--Тема поступления налоговых платежей от крупных строительных организаций обсуждалась сегодня на встрече президента республики Абхазия Александра Анкваб с министром финансов и министром по налогам и сборам. Анкваб поинтересовался, насколько поступления налоговых платежей соответствуют реальному положению дел. О ситуации в налоговой сфере Дэмис Поландов беседовал с главным редактором газеты «Чегемская правда» Иналом Хашиг.

Дэмис Поландов: Инал, сегодня Александр Анкваб встречался с министром финансов Владимиром Делбой и министром по налогам и сборам Рауфом Цимцба, и они обсуждали вопрос налоговых лазеек, которые существуют, и, вообще, как платят налоги. Там конкретно обсуждались крупные строительные организации, но я хотел бы у вас спросить: как в Абхазии выплачиваются налоги? Существует ли какая-то налаженная система контроля?

Инал Хашиг: Налогов, в принципе, с каждым днем собирают все больше и больше, хотя налогооблагаемая база не так сильно увеличивается по сравнению с тем, как идет сбор налогов. Но, я думаю, все равно экономика в очень большой степени находится еще в тени, и работы для налоговиков хватает. Сейчас, конечно же, в законодательстве существует различного рода лазейки, когда предприятия так или иначе пытаются уйти от чрезмерной уплаты налогов. Здесь большая проблема заключается в том, что в свое время, когда экономика Абхазии «лежала на боку», страна находилась в блокаде, и тогда для привлечения иностранных инвестиций в Абхазии приняли закон, когда за определенную небольшую сумму (100 тысяч долларов) ты на три года освобождаешься от целого пакета налогов. Впоследствии эта сумма возросла. Тем не менее многие компании пытаются через перерегистрацию сохранить эти налоговые льготы, которые распространяются сроком на три года.

Слушать
please wait

No media source currently available

0:00 0:06:17 0:00
Скачать


Дэмис Поландов: Инал, скорее всего, схемы налоговой оптимизации, о которых вы говорите, используют крупные компании, а как это выглядит на рядовом уровне? Сегодня, допустим, человек получает «белую» зарплату в Абхазии, после уплаты всех налогов, социальных фондов и т.д., или он ее получает по старинке в конверте?

Инал Хашиг: Сейчас в Абхазии на пальцах одной руки можно пересчитать компании, которые работают исключительно «в белую». Я не имею в виду сотрудников бюджетных организаций, я имею в виду коммерческие организации. Обычно зарплата официальная - одна, а получает дополнительно совершенно другую зарплату. И это действительно очень серьезная проблема.

Дэмис Поландов: Известно, что в Абхазии развит частный сектор, то есть туристическая отрасль. Она представлена не только отелями, но и частным сектором, и достаточно большие деньги идут туда. То есть сдаются квартиры туристам. А в этом секторе пытались навести порядок, чтобы люди платили налоги, или это еще по советской традиции оставлено на откуп населению?

Инал Хашиг: Последние пять-шесть лет были попытки навести в этой сфере порядок. Но здесь у властей действительно возникли огромные проблемы: когда человек сдает свою квартиру отдыхающим, очень сложно доказать, что он ее сдает за деньги, обычно говорят: вот, приехали гости и т.д. Здесь совершенно другая проблема возникла, сейчас уже не до этого квартирного бизнеса: у нас с каждым новым сезоном возникает все больше и больше всяких мелких гостиниц, рассчитанных на 10-15 номеров, и вот сейчас налоговые органы стараются выявить эти гостиницы. Работают они, практически никак не отмечаясь в местном налоговом органе. И надо сказать, что таких гостиниц очень много. Их периодически находят, пытаются их поставить на учет. Когда этот процесс, наверное, все-таки войдет в нормальное русло, наверное, тогда и примутся за тех людей, которые сдают свое частное жилье, квартиры, комнаты и т.д.

Дэмис Поландов: Насколько я понял, Инал, в принципе, проблем именно в налоговой, в фискальной сфере очень много, и каких-то программных действий пока еще не видно. Но подобного рода реформы обычно очень непопулярны в народе, и если их проводят, то чаще всего проводят в начале, скажем так, президентского срока. Как вы считаете, сегодняшнее обсуждение приведет к какой-то реформе в налоговой сфере?

Инал Хашиг: Мне сложно судить, насколько все эти намерения серьезны, по крайней мере, очень многие вещи, здравые идеи, которые раньше инициировались в этой сфере, в большинстве закончились ничем. Несколько лет назад, кажется, в 2003 году, абхазское правительство возглавлял Генадий Гагулия, и он обязал каждую торговую точку иметь кассовый аппарат. Потом через год эта инициатива сошла на нет. Впоследствии опять вернулись к этим кассовым аппаратам, которые в обязательном порядке должны находиться в каждой торговой точке. Однако воз и ныне там, разве что единицы предприятий, большие торговые точки используют кассовые аппараты для собственного же удобства, а не для удобства налоговых служб. А в мелких и средних магазинах эти кассовые аппараты стоят, пылятся и больше служат неким декором, нежели обязательным элементом, через который уже впоследствии определяется налоговая база.
XS
SM
MD
LG