Accessibility links

На "чистых" и "нечистых" рассчитайсь!


Нешуточные страсти бушевали в связи с вопросом, "абжуец" или "бзыбец" должен возглавлять республику. Предыдущим президентом был "абжуец" Сергей Багапш
Нешуточные страсти бушевали в связи с вопросом, "абжуец" или "бзыбец" должен возглавлять республику. Предыдущим президентом был "абжуец" Сергей Багапш
Призрак бродит по Абхазии, призрак регионального раздрая… Впрочем, бродит он уже довольно давно, много десятилетий, и потому никого слишком сильно не пугает, вызывая, в основном, недоумение и брезгливость, порой – смех своими шутовскими одеяниями.

Несколько лет назад, встретившись в Сухуме с известным российским публицистом Антоном Владимировичем Антоновым-Овсеенко – сыном того самого Антонова-Овсеенко (партийный псевдоним – Штык), который арестовал в 1917 году Временное правительство, я после взятого у него интервью услышал от этого уже весьма пожилого человека, который после отсидки в сталинских лагерях немало лет прожил в Абхазии, неожиданный вопрос: "А что, вот это противостояние между гудаутскими и очамчырскими абхазами у вас по-прежнему продолжается?" В его бытность здесь, в 50-е годы, оно цвело, судя по его воспоминаниям, пышным цветом. Сегодня мы киваем – и, конечно, с полным основанием – на тбилисские власти, которые искусно пользовались этим противостоянием согласно древнему принципу "разделяй и властвуй". Но ясно, что пользоваться можно только тем, что реально существует, и питательная почва здесь – распространенное, увы, во всех уголках Ойкумены так называемое "баррикадное мышление", стремление делиться на всевозможные группы и сообщества и превозносить те из них, к которым сам принадлежишь, всячески принижая другие.

По большей части призрак этот блуждает по темным закоулкам маргинального, дремучего сознания, но время от времени "выбредает" на политическую авансцену. Последнее было, например, когда несколько десятилетий назад в Абхазии бушевали нешуточные страсти в связи с вопросом, "очамчырец" (выходец из Абжуйской Абхазии), или "гудаутец" (выходец из Бзыбской) должен на этот раз стоять во главе автономной республики. Или когда всего несколько лет назад не очень продуманное решение властей о переименовании Бзыбского шоссе в столице Абхазии в улицу им. Бориса Адлейба (первый секретарь Абхазского обкома партии в 1978-1989 годах, и, кстати, абжуец) привело к "брожению" среди населения Гудаутского и Гагрского районов, а также выходцев из них, которым увиделось здесь ущемление представителей Бзыбского региона. Тем более что республику тогда возглавлял тоже абжуец – Сергей Багапш. Властям пришлось "подать назад" и принять "соломоново решение", по которому улицей Адлейба стала лишь часть Бзыбского шоссе (адлейбовцев тоже уже нельзя было обидеть).
И вот – появление в прошлом месяце передающейся из рук в руки брошюры Хасана Гечба "Защитники и предатели Абхазии", о которой я рассказывал недавно на "Эхо Кавказа" и в которой автор, выступающий под псевдонимом, на примерах из новейшей истории Абхазии подспудно доказывает, что выходцы из Абжуйской Абхазии склонны к предательству национальных интересов. А после этого прочел и семь набранных на компьютере страниц, озаглавленных "Кто такие абжуйцы?" Видимо, об этом тексте президент РА Александр Анкваб говорил на совещании 13 сентября как о некоем приложении к книжке. Его анонимный автор пошел еще дальше Хасана Гечба (если, конечно, это не одно и то же лицо или группа лиц).

В брошюре, при всей ее провокационной сущности, есть все же внешнее благообразие, содержатся, пусть и лицемерные, призывы к единству абхазского народа, а также исторический фактаж, в том числе и достоверный, подтверждаемый другими источниками, – вот почему не осведомленные о некоторых фактах люди восприняли книжку как весьма познавательную. Другое дело, и это отмечали многие, что неверно представления настоящего времени механически переносить в былую эпоху и судить по ним живших тогда людей. Действительно, среди тех, кого обличает Хасан Гечба, были откровенные предатели абхазского народа, но при его подходе среди таких оказался и Ефрем Эшба и может оказаться кто угодно. Я часто вспоминаю анекдотический случай, когда один оратор на каком-то большом собрании в патриотическом раже обвинил первого царя абхазов Леона Второго в недальновидности, едва ли не в предательстве за то, что тот в конце VIII века присоединил западногрузинские земли и сделал столицей царства, наряду с Анакопией, и Кутаиси… Когда коллаборационисты времен Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 годов сотрудничали с оккупационными властями, они совершали акт предательства. Когда же абхазские деятели начала прошлого века искренне верили в плодотворность союза Абхазии с Грузией, их, конечно, можно и нужно упрекнуть в слабой интуиции, но не более того. Ведь они ничего не знали ни о будущей бурной деятельности треста "Абхазпереселенстрой", ни о грядущем переводе абхазских школ на грузинский язык обучения, ни о преступлениях в Абхазии воинства Шеварднадзе – Китовани…

Что же касается пресловутого "приложения", то тут, насколько знаю, отношение у всех, кто его читал – во всяком случае, высказывавшееся публично – было единодушным: как к грязному "подметному письму". Это и впрямь откровенная, оголтелая и тупая пропаганда ненависти по региональному принципу. "Даже немецкие фашисты, – пишет в реплике "Нацизм отдыхает…", опубликованной в последнем номере газеты "Эхо Абхазии" преподаватель абхазского языка сухумской очно-заочной средней школы Ладико Адлейба, – не додумались объявлять не расу и не нацию, а жителей одного из регионов страны и выходцев из него носителями (на генном уровне) всевозможных пороков – зависти, коррумпированности, склонности к воровству, половой распущенности и т. д. …Этот зарвавшийся фашист предлагает ни много ни мало объявить абжуйцев персонами нон грата и "перекрыть все каналы свободного их передвижения по территории Бзыбской Абхазии. Это необходимо для того, чтобы сохранить самобытную и природную чистоту народа Бзыбской Абхазии и чтобы Бзыбская Абхазия не потеряла свое лицо". "Уверен, – заключает Л. Адлейба, – что автору этой раскольнической бредятины будет противопоставлена солидарность всего этноса. Сужу по высказываниям тех, кто читал "приложение", причем, конечно, как абжуйцев, так и бзыбцев: "Вычислить и освистать! Выставить на посмешище и довести до самоубийства, если он на то способен!"

Кстати, "приложение", как заметили многие, написано явно раньше того времени, когда, судя по выходным данным, издана брошюра: ведь в нем содержится немало выпадов против выходца из Абжуйской Абхазии Астамура Кецба, которого Сергей Багапш поставил руководить Гагрским районом, однако эта тема уже год как неактуальна после освобождения его от занимаемой должности новым президентом.

В СМИ Абхазии продолжается обсуждение-осуждение брошюры и "региональщины" в целом. Газета "Новый день" отвела почти полторы свои полосы под статью двух авторов – Владимира Зантариа и Кесоу Хагба, один из которых является абжуйцем, другой – бзыбцем. В "Нужной газете" опубликовано небольшое интервью с живущим в Москве и пишущим по большей части на экономические темы Анатолием Отырба, которого кто-то в Абхазии, оказывается, заподозрил в авторстве книги. Но Анатолий, как следует из интервью, даже не читал ее. Предположение, на мой взгляд, было очень странное, поскольку это действительно, как сказано в публикации, совершенно не его тема. Его тема – перманентная критика и обличение абхазских властей. И в этом интервью он остался верен себе, высказав предположение, что именно власть заинтересована в разделении народа, чтобы общественность не могла "стать единой политической силой". Не думаю, однако, что это так, ибо никакая власть в Абхазии, представляющая абхазский народ, не заинтересована в разжигании регионального противостояния, для нее это бочка с порохом непосредственно под ней самой. И многие, вспоминая о выборном умопомешательстве 2004 года, говорят: какое счастье, что раскол общества не прошел тогда по региональному водоразделу, иначе бы нам был трындец!..

Могу согласиться с теми, кто, рассуждая о так называемом грузинском следе, говорит: "Наши враги в Тбилиси дорого бы дали за то, чтоб такие раскольнические, сеющие межрегиональную вражду тексты пошли гулять по абхазским городам и селам". И впрямь, дорого бы дали. Но это отнюдь не означает, что источник данного явления находится где-то вне Абхазии. "Хасанщина", если уместно будет ее так назвать, будучи по сути пятой колонной, искренне убеждена в своем глубоком патриотизме и "кристальной чистоте". Но жизнь давно убедила, что на "чистых" и "нечистых" по происхождению склонны делить окружающих самые грязные люди.

Даже в самом отвратительном явлении можно, говорят, разглядеть что-то позитивное. Вот и здесь я увидел ту пользу, что иные люди у нас, которые, по простоте ли душевной, по ограниченности ли ума, склонны бывали к суждениям: "А мы все-таки лучше, чем они, а все-таки в нашем регионе живут "правильные абхазы" – столкнувшись с "исследованиями»", где такие суждения собраны воедино и оформлены в письменном, "концентрированном" виде, ужаснулись и отвернулись от этого зрелища.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG