Accessibility links

Неделя иранских фильмов. Разрешенных цензурой


Джафар Панахи
Джафар Панахи
В понедельник вечером московские кинокритики и кинозрители организовали серию одиночных пикетов около кинотеатра «Художественный». Здесь открылась «Неделя иранских фильмов», на которой будут показаны только картины, разрешенные цензурой Ирана. На плакатах пикетчиков написано «Свободу Панахи».
Джафар Панахи
режиссер, получивший главные призы самых известных кинофестивалей, сейчас сидит в тюрьме.


Участники акции требуют освобождения Джафара Панахи. За участие в акциях протеста после президентских выборов 2009 года, результаты которых отказалась признавать оппозиция, Джафар Панахи был приговорен к 6 годам тюрьмы и запрету на профессию на 20 лет. «Золотую камеру» в Каннах Панахи получил в 1995 году за фильм «Белый шар», «Золотым львом» на Венецианском фестивале его наградили за фильм «Круг» в 2000, а «Серебряного медведя» в Берлине вручили за «Офсайд» в 2006. С 2010 года, с момента, когда Джафар Панахи оказался в тюрьме, крупнейшие фестивали мира включают его в состав жюри, оставляя в зале пустое кресло, чтобы напомнить о том, что один из крупнейших деятелей культуры мира находится в заключении. За освобождение Панахи выступали многие деятели кино, в том числе Фрэнсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе, Стивен Спилберг, Оливер Стоун, братья Коэны, Джим Джармуш, Роберт Редфорд.

Джафар Панахи — не единственный иранский деятель кино, пострадавший от властей. Фильмы каннского лауреата Аббаса Киаростами не выходят в прокат на родине. Маржан Сатрапи и Мохсен Махмальбаф эмигрировали в Париж. Режиссер Мохаммад Расулоф провел в заключении год. Актрисе Голшифте Фарахани запретили возвращаться домой после фотосессии во французском журнале. Другую актрису, Марзи Вафамер, приговорили к 90 ударам плетьми за съемки без платка на голове.

"Это не фильм" Джафара Панахи был тайно вывезен из Ирана и показан на Каннском кинофестивале
Никаких фильмов этих режиссеров и с участием этих актрис на «Неделе иранских фильмов» увидеть нельзя. Главным гостем «Недели» станет Парвиз Шейх Тади, чей фильм «Охотник шабата» возмутил своим антисемитским содержанием даже иранских парламентариев.

О том, что в Москве открывается «Неделя иранских фильмов» специалисты узнали почти случайно. Пресс-релиз о событии, которое начинается в понедельник, был разослан в пятницу вечером, явно в расчете на то, что его толком никто не увидит. Однако, кинокритики успели обратить внимание на сообщение и список гостей фестиваля.

«Неделя иранских фильмов» — часть «Недели культуры исламской республики Иран в России», официальная церемония открытия которой состоится в Малом театре 2 октября. Министра культуры и исламской ориентации Ирана Сейеда Мохаммада Хосейни будет приветствовать министр культуры России Владимир Мединский. Министр Хосейни также будет открывать «неделю иранских фильмов».

Вот что пишут в пресс-релизе инициаторы проведения одиночных пикетов: «Мы – кинокритики, журналисты и просто зрители – в день открытия «Недели иранского кино» и Дней культуры Ирана хотим поддержать репрессированных художников, выступив за свободу творчества и против цензуры в Иране и во всем мире, включая Россию, где также усиливается давление цензуры».

Джафар Панахи — претендент на премию им. Андрея Сахарова, которую вручает Европейский парламент за достижения в борьбе за права человека, демократию и свободы.

О пикетах у кинотеатра «Художественный» рассказывает их участник, кинокритик Борис Нелепо:

- Пришло множество кинокритиков, среди них Андрей Плахов, Роман Волобуев, Антон Долин, Мария Кувшинова, Максим Эйдис, Виктор Матизен. Много пришло просто сочувствующих людей со своими плакатами. Посол Ирана прошел под наш плакат, написанный на персидском: "Свободу Джафару Панахи".

- Ваша акция началась еще днем во время пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля…

- Мы с Марией Кувшиновой просто выполняли свою работу. Потому что в любой европейской стране любой киножурналист пошел бы на такую пресс-конференцию и задал бы те вопросы, которые наш журналистский долг обязывает задать. Заместитель министра культуры Ирана начал речь с того, что иранское кино на подъеме, получает множество премий, наград на разных фестивалях. Мы, разумеется, тут же спросили, почему же показывают те фильмы, которые не были отмечены никакими фестивалями, а самые известные режиссеры либо сидят в тюрьме, либо в эмиграции, либо им не разрешено снимать на родине? Но этот вопрос министр оставил без ответа. Я задал еще один вопрос – как же так организовывалась эта неделя, что не было никакой рекламы, в Интернете нет анонсов, даже на сайте кинотеатра нет пресс-релиза, и до сегодняшнего дня не висел постер на фасаде? Тоже внятных ответов мы не получили. Я спросил – будут ли показываться такие достижения иранской культуры, как побивание женщин плетьми? Как известно, недавно избили актрису за то, что она снималась в кино без платка – 90 ударов плетьми. И этот вопрос остался без ответа. Тут же пресс-конференцию стали сворачивать под предлогом, что у министра культуры очень много дел. После этого я достал свой компьютер, на котором было написано по-персидски "Свободу Джафару Панахи". Так что это не акция, а журналистская работа. Собственно, в этом смысл нашего пикета. Все фестивали по всему миру – Каннский, Венецианский, Роттердамский – поддерживают Джафара Панахи. Мы на своем месте тоже должны это сделать. Кому это делать, как не нам, кинокритикам, которые знают его? Кто-то его знает лично, кто-то брал у него интервью. Джафар Панахи – самый известный политзаключенный Ирана, номинированный вместе с Pussy Riot на премию Андрея Сахарова. Поэтому мы вышли на пикет.

- Вы сказали, что объявление о "Неделе иранского кино" было сделано в последний момент, очень незаметно. А обычные зрители пришли на фильм открытия?

- Я обычных зрителей не видел и не понимаю, как они могли узнать об этом мероприятии. На сайте "Художественного" только в расписании написано, что вход по приглашениям. В кратчайшие сроки необходимо было обратиться в иранское культурное представительство, чтобы получить приглашение на этот фестиваль. На сайте иранского культурного представительства написано, что у этой новости было 87 просмотров. Возможно, какие-то обычные зрители и пришли, но я их не видел. Видел только большую иранскую делегацию: больше 60 человек.


- И полицейских, которые охраняют кинотеатр "Художественный"?

- Да. Здесь очень много полиции. Сначала были и автозаки, но они уехали. Надо сказать, что полицейские очень вежливо себя ведут. И когда случайно кто-то второй развернул плакат (два плаката нельзя сразу разворачивать), подошел полицейский и попросил свернуть. Нареканий на полицию у нас нет. Надеюсь, что мы сможем довести нашу акцию до конца без происшествий.
XS
SM
MD
LG