Accessibility links

"Август. Восьмого": бац, бац – и мимо!


По сценарию, российская мать-одиночка, услышав, что в Южной Осетии может быть война, бросилась спасать сына, которого отправила к его отцу
По сценарию, российская мать-одиночка, услышав, что в Южной Осетии может быть война, бросилась спасать сына, которого отправила к его отцу
Вчера, в российский День народного единства, в вечернем эфире Первого канала состоялась телепремьера кинофильма Джаника Файзиева "Август. Восьмого". (Кинопремьера была еще в феврале). И я, наконец-то, посмотрел эту картину, о съемках которой, проходивших в Абхазии, рассказывал на "Эхо Кавказа" летом прошлого года. Помню, весьма критически отозвавшись тогда о первом российском художественном фильме о войне 08.08.08. "Олимпиус Инферно", который также снимался, в основном, в Абхазии, я, тем не менее, выражал надежду, что новая кинопопытка будет намного успешнее. Ведь силы-то какие брошены! И режиссер, зарекомендовавший себя в "Турецком гамбите" мастером батальных сцен, и известные актеры Егор Бероев, Светлана Иванова, Александр Олешко, Гоша Куценко…

Чтоб была возможность сопоставить свое мнение с мнением друзей и знакомых, с утра вчера начал уговаривать их посмотреть по телевизору этот фильм, но неожиданно столкнулся с довольно часто звучавшим: "Да не буду я смотреть эту туфту!" Я убеждал собеседников, что нельзя судить о художественном произведении лишь на основе чьих-то мнений, телерекламы и других отрывочных сведений…

Увы, скептики оказались правы. На фоне бесцветных диалогов героев фильма едва ли не находкой показалась мне сентенция о том, что против танка нет приема, кроме другого танка… Хотя, позвольте, а как же изобретенный бог весть когда "коктейль Молотова", не говоря о других испытанных противотанковых средствах? Веселящиеся в автобусе по пути из Владикавказа в Цхинвал члены команды КВН "Нарты из Абхазии"… Странно, подумал я, почему москвичи так любят снимать абхазов вместо осетин? Если так захотелось снять кавээнщиков, то ведь в те же годы в Высшей лиге здорово выступала и осетинская команда… В фильме было много пальбы, спецэффектов, но все это как-то мимо чувств, веры в истинность переживаний героев.

Слушать
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:05 0:00
Скачать


Понимаю, конечно, что любой кинозритель из наших краев будет смотреть такой фильм под своим, особым углом зрения. Понимаю и то, что создатели фильма ориентировались совсем не на нас, а, прежде всего, на десятки миллионов российских зрителей, подавляющему большинству которых "наши дела" не так уж интересны, и то, что для бизнес-кинематографистов та недавняя трагедия – это всего лишь бренд, отличный, выигрышный фон, на котором можно закрутить некую свою "человеческую", душещипательную историю. И тут совсем, мол, не нужна пресловутая достоверность, точность в деталях, проникновение в чувства и мысли самих осетин и грузин. Один австралийский кинокритик, в целом положительно отозвавшийся о фильме "Август. Восьмого", в то же время увидел в нем "старомодный голливудский боевик, который пытается делать вид, что он вне политики". В Южной Осетии, знаю, обиделись, что режиссер пригласил для "доработки" своей идеи почему-то голливудского сценариста. Ну, правильно, тот не подведет, сделает все, как требуют законы жанра. Но не более того…

Сам Джаник Файзиев, как я узнал из Википедии, за событиями пятидневной войны в августе 2008-го, по собственному признанию, даже не следил – так "расстроился, когда она началась". И лишь позже, когда ему стали рассказывать разные человеческие истории, заинтересовался. И придумал свою – о российской матери-одиночке, которая отправила маленького сына к его отцу в Южную Осетию, а потом, услышав, что там может быть война, бросилась туда "спасать его". Но смотришь на ее подвиги – и все кажется таким вымученно-неправдоподобным… Не знаю, но мне доводилось читать о других, истинных историях, которые выглядели куда более захватывающими – именно в силу своей достоверности.

Кстати, с удовольствием смотрел и смотрю прекрасную советскую кинокомедию "Берегись автомобиля". Но его герой вор-благотворитель Юрий Деточкин всегда казался мне неправдоподобным, выдуманным. И точно, не было в жизни такого человека, хотя кто-то когда-то и писал, что был якобы у Деточкина прототип.

Еще не так давно я даже с некоей "обидой" думал о том, почему война 08.08.08 столь привлекла внимание кинематографистов. На российскую картину "Олимпиус Инферно" Грузия дала голливудский ответ. "Август. Восьмого" – это уже третий художественный фильм… А разве война в Абхазии 1992-1993 годов не породила россыпь сюжетов, основанных на реальных событиях, где уйма психологической глубины, удивительных коллизий – когда вчерашний сосед шел воевать против соседа?.. То же самое можно сказать и о военных событиях конца 80-х – начала 90-х годов в Южной Осетии. И сам же себе отвечал на этот риторический вопрос: у нас самих, в "сепаратистских республиках", нет на такое сил и средств. России было тогда не до того. Сейчас же там есть деньги, фильмов снимается масса. К тому же военная победа обычно порождает прилив творческих сил…Что-то, знаю, было в 90-е снято в Грузии, но я ни одного из этих фильмов не видел…

И вот сейчас, посмотрев "Август. Восьмого", подумал: а, может, и хорошо, что такому кинематографу было тогда не до нас…

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG