Accessibility links

Предновогоднее "перекатывание бочек"


Кто оспорит аксиому, что в демократическом обществе без политической оппозиции не обойтись?
Кто оспорит аксиому, что в демократическом обществе без политической оппозиции не обойтись?
На днях в поисках одной публикации пролистывал подшивку за 2003 год газеты "Эхо Абхазии" и наткнулся на цитату из выступления старшего научного сотрудника Абхазского института гуманитарных исследований Владимира Агрба на конференции Сухумской городской организации "Аидгылара" в июле того года. Она была приведена в подборке "Твое слово золотом режу…", что является переводом абхазского идиоматического выражения, обозначающего вежливое намерение перебить собеседника. Сама же подборка - аналог той, что вот уже много лет выходит на второй полосе московских "Аргументов и фактов": высказывания разных публичных людей и короткие редакционные комментарии. "Надоела эта бесконечная полемика между властью и оппозицией, – сказал тогда В. Агрба. – Как пустые бочки все время перекатывают – туда-сюда, туда-сюда…" "Так, может, и хорошо, что эти бочки пустые, а не с порохом", – прокомментировала газета.

Тут надо помнить контекст: и выступление то, и комментарий к нему прозвучали в пору, когда в Абхазии набирал обороты острейший в ее послевоенной истории политический кризис, который спустя год с небольшим поставил страну на грань гражданской войны. А еще это было первое в жизни всех составлявших тогдашнее абхазское общество внутриполитическое противостояние, не связанное с межнациональным конфликтом. И Владимир Бабахович выразил точку зрения тех, кто не был вовлечен в это противостояние, и кому оно представлялось во многом чуждым, непонятным и ненужным, даже вредным. Я присутствовал на той конференции и помню, как он, высокий и худощавый, темпераментно жестикулируя, излагал свою точку зрения: наклонившись вперед и как бы перекатывая воображаемую бочку обеими руками влево-вправо и даже, если мне не изменяет мой склероз, имитируя звуки, которые издает катящаяся пустая бочка.

Понимая его мысли и чувства, я в то же время не разделял их, а если и разделял, то лишь частично. Ибо я думал тогда, прежде всего, о том, что эта полемика, в которой и впрямь встречается много пустопорожнего и чересчур шумного, в то же время неизбежна вместе со всеми ее издержками, коль мы замахнулись на строительство демократического государства. Позицию же Владимира Агрба и его единомышленников в этом вопросе формировала, думаю, их непривычка к наблюдению за внутриполитической борьбой и тем, как она выплескивается в СМИ. Сегодня, спустя три президентские избирательные гонки, не говоря о других выборах в Абхазии, общество наше, по-видимому, с одной стороны, уже пообвыклось, попритерпелось к накалу и издержкам политической полемики, а с другой – еще больше убедилось в том, насколько субъективны и часто сомнительны бывают доводы оппонентов, вступивших в борьбу за власть.

Предновогоднее "перекатывание бочек"
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:12 0:00
Скачать

Учтем к тому же немаловажный факт, что между всеми ОПД и партиями, которые вели у нас в течение десятилетия эту борьбу, по существу нет идеологических различий. Ну, таких, например, которые разделили когда-то население Российской империи на белых и красных; абхазов в начале XIX века – на русофильскую и туркофильскую "партии", а жителей современной Украины – скажем, по их отношению к статусу русского языка в стране.

После того как в первый и последний пока раз в 2005-м в результате выборов одна властная команда сменила в Абхазии прежнюю, противостоявшую ей, я обратился к ряду политиков и политологов из обеих команд с просьбой сформулировать в ответах на вопросы газетного интервью-анкеты: в чем, собственно, на их взгляд, отличие политических воззрений одних от других. И поставил людей в тупик. Ибо все они обладали достаточно развитым умом, чтобы не брякнуть, как это было сделано спустя несколько лет в одной нашей проправительственной газете, примерно такое: "Мы думаем о благе страны, а они – исключительно о собственном". В общем, выкручивались как могли, а кое-кто и вообще отказался отвечать.

Со стороны же люди, не вовлеченные в эту борьбу, давно рассуждают так: оппозиция у нас – это просто люди с властными амбициями, оставшиеся без должностей, причем некоторые из них раньше бывали и политическими оппонентами между собой; естественно, за них – их семьи, родственники, друзья… Иные и просто "режут правду-матку": внутриполитическая борьба у нас – это борьба бизнес-интересов. Конечно, жизнь гораздо сложнее, чтобы сводить все к этой схеме, не всех людей заботят только имущественные интересы, но во многом схема верна.

Ну и, наконец, кто оспорит аксиому, что в демократическом обществе без политической оппозиции не обойтись?

Во внутриполитической жизни Абхазии в последние полгода наблюдалось определенное затишье. Во всяком случае, в блогосфере и социальных сетях мне стали попадаться подозрения недовольных: не ведет ли руководство флагмана оппозиционных сил – партии "Форум народного единства Абхазии" примиренческую, соглашательскую с властями политику? И вот вчера съезд партии не только обрушил на исполнительную власть резкую критику, но и потребовал отставки кабинета министров. Я, конечно, очень сомневаюсь, что кто-то в руководстве оппозиционной партии всерьез рассчитывает на то, что президент Александр Анкваб вдруг их послушается. Подобное требование – об отставке премьер-министра, которым тогда, кстати, был сам Александр Золотинскович, было выдвинуто съездом "ФНЕА" еще лет шесть-семь, когда внутриполитическое противостояние в Абхазии было куда более острым, а позиции исполнительной власти более шаткими, но Сергей Багапш ответил на это решительным отказом. А теперь уж… Так что, по-видимому, данное требование – это просто демонстрация серьезности собственных намерений и решительности.

С большинством критических замечаний, прозвучавших на съезде, трудно не согласиться. Ведь проблем у нас выше крыши, и ошибок власти всегда можно насчитать немало. Взять, скажем, давным-давно звучащую мысль, что параллельно с развитием социальной сферы нам надо обязательно создавать и производства, чтобы страна могла себя содержать. Мысль, казалось бы, простейшая, но… Или почему, к примеру, если взять внешнюю политику, наши власти никак не отреагировали на заявления белорусского президента 12 декабря в Минске, непосредственно касающиеся нашей страны и России, их отношений? Не обратили внимания, или решили не лезть поперед батьки (того, что не в Минске, а в Москве) в пекло? Ну а как же тогда декларируемая нами самостоятельность?

В то же время критики на съезде и сами порой ошибались. В своем интервью журналистам после съезда премьер-министр Абхазии Леонид Лакербая, который участвовал в его работе и, по-видимому, собирался сказать об этом с его трибуны, в частности, опроверг прозвучавшую на съезде информацию о том, что в районе озера Рица упал неизвестный вертолет, и якобы к месту его падения не были допущены представители абхазских структур. "Всем известно, что это был вертолет Погрануправления ФСБ России в Республике Абхазия, и информацию об этом распространили все наши СМИ, что тут непонятного? – спросил премьер. – На месте происшествия были наши УЧСовцы, которых попросили о помощи".

Что касается его полемики с другим оратором – Тамазом Кецба, – то тут ситуация запутаннее. Главу правительства, как сообщает Апсныпресс, удивило выступление юриста Тамаза Кецба. "Я бы очень хотел увидеть, где Голикова говорила о том, что в Абхазии коррупционная составляющая была большой. Лично я поднял все материалы, в том числе и видео, но нигде Татьяна Алексеевна Голикова об этом не говорила. Речь шла о Южной Осетии", – сказал глава правительства. Но, насколько мне удалось выяснить, Тамаз Кецба ориентировался на публикацию в СМИ, где в журналистском изложении Голикова говорила об обеих республиках, получающих российскую помощь, точных же цитат из ее речи с упоминанием Абхазии действительно не нашлось.

Премьер-министра обидело то, что ему не дали выступить на съезде: "Можно неуважительно относиться ко мне лично, но я премьер-министр Абхазии. Я собирался выступить и дважды посылал записку в президиум. Можно было дать мне выступить до принятия резолюции, так практикуется. Это элементарное человеческое уважение. Я же с уважением отношусь к мнению, прозвучавшему на съезде о том, что я "декоративный руководитель правительства". Люди имеют право высказывать свое мнение, но даже "декоративному премьер-министру" дают право выступить. В этом я абсолютно уверен. Давайте учиться культуре поведения, и тогда все будет нормально".

Можно не сомневаться, что в намеченном на 25 декабря ежегодном послании парламенту президент уделит внимание ответу на критику оппозиционеров.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG