Accessibility links

Мэр, который был как все


Предвыборное обещание Тибилова привлечь во власть свежие силы, похоже, оказалось самым трудновыполнимым
Предвыборное обещание Тибилова привлечь во власть свежие силы, похоже, оказалось самым трудновыполнимым
ЧЕРКЕССК---Мэр столицы республики Южная Осетия Алан Котаев подал в отставку. Об этом 14 января на совещании с руководителями министерств и ведомств сообщил президент Леонид Тибилов. Исполняющим обязанности мэра Цхинвала назначен заместитель главы администрации Вадим Габараев.

Мои собеседники из Южной Осетии явно не горели желанием комментировать отставку мэра Цхинвала Алана Котаева, потому что теряются в догадках: по своей ли воле он покинул пост? Пока неизвестны обстоятельства отставки, люди опасаются обидеть бывшего мэра неосторожным словом. Одни говорят, что Алан Котаев покинул должность мэра "добровольно-принудительно". Эта формулировка советских времен лучше всего описывает ситуацию, когда чиновника принуждают подать в отставку, а затем обиженного человека провожают с почестями и заверениями, мол, как было хорошо с вами работать, но раз вы настаиваете…

Другие уверяют, что Алан Котаев сам ушел с работы, когда узнал, что правительство республики сократило расходы на содержание цхинвальского ЖКХ в три раза – с двухсот пятидесяти миллионов в 2012 году до семидесяти миллионов "с копейками" в году наступившем.

Мэр, который был как все
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:09 0:00
Скачать

По отзывам цхинвальцев, мэр звезд с неба не хватал, но и в хвосте не плелся. Он как все: когда надо воевал, а в мирное время друзей не забывал. Мэр был прост в общении, нос перед земляками не задирал. Его частенько поругивали за перебои в подаче воды, газа и разбитые улицы. А зря – подача газа, воды и восстановление улиц контролируются правительством.

В ноябре 2011 года Алан Котаев баллотировался в президенты. Неожиданно для всех избирательная кампания мэра со скромным достатком оказалась самой роскошной. В республике тогда говорили, что его выдвижение было согласовано с президентом Эдуардом Кокойты, а щедрую поддержку кандидату обеспечили опальный бизнесмен из Тбилиси Гоча Дзасохов и председатель Госкомитета по восстановлению Южной Осетии Зураб Кабисов.

Не получилось. Засветившийся в кулуарах политических оппонентов действующего президента Тибилова Алан Котаев не оказался в числе чиновников, отправленных в отставку в первую очередь, наверное, потому, что представить себе простодушного мэра в рядах тайных оппозиционеров никто не мог. Цхинвальские чиновники говорят, что он просто не вписался ни в новый кадровый пасьянс, ни в новую повестку дня югоосетинской власти.

Алан Котаев, как и большинство его коллег-чиновников, типичный представитель югоосетинских управленцев времен "непризнания", когда республика жила, собирая деньги понемногу от транзита товаров и скромных московских трансфертов.

Теперь вроде бы пришло время новых креативных управленцев, способных не только поддерживать жизнь в полуразрушенном организме, но и генерировать эффективные проекты развития – именно на этом настаивает Москва. И здесь обнаружился вакуум среди югоосетинской элиты.

По словам чиновника из российского Минрегиона, на следующий год в программе соцэкономразвития Южной Осетии Москвой пока утверждены только три объекта: дорога на Ленингор, реабилитационный центр и новое отделение хирургии в республиканской больнице – всего на сумму около 900 миллионов рублей, и это против двух с половиной миллиардов рублей в прошлом году.

Вроде бы, по оценкам российского чиновника, Москва не вполне довольна качеством предоставляемых республикой проектов, но главное – отсутствием внятной отчетности за уже потраченные деньги в бытность премьера Вадима Бровцева. Кроме того, по мнению российского чиновника, новые кураторы республики пока не горят желанием брать на себя ответственность за следующие транши, пока в Южной Осетии не будет выстроена прозрачная инфраструктура их освоения. Т.е. на пути российского денежного потока встал человеческий фактор, тот самый, из-за которого падают самолеты, рассыпаются мосты и растворяются в пространстве бюджетные миллиарды.

Возможно, на смену старому мэру придет новый, способный выстроить эффективную структуру муниципальной власти и генерировать интересные идеи, но возникает вопрос: где его взять? Средний возраст представителей современного класса управленцев перевалил за шестьдесят лет, и они в основной своей массе – те же ребята из времен транзита и выживания. Предвыборное обещание Леонида Тибилова привлечь во власть свежие силы, похоже, оказалось самым трудновыполнимым. Поэтому, скорее всего, смена мэра произойдет по принципу: среди одинаковых лучше тот, кто свой.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG