На днях в республике снова зазвучали встревоженные голоса на уже набившую оскомину тему – дескать, в республику не желают возвращаться выпускники вузов, получившие образование в России. Ежегодно, начиная с 2003 года, в России выделяют целевые места для абитуриентов из Южной Осетии. Предлагаемый перечень специальностей вузов всегда был настолько пестрым, что в республике уже давно должны были появиться собственные специалисты по нефти и газу. В последние два года список необходимых специальностей предложили разрабатывать самим министерствам и ведомствам – логично, чтобы само государство выбрало, специалистов каких профессий оно желает получить.
По приблизительным подсчетам с 2003 года в Южную Осетию должны были вернуться около 2000 подготовленных молодых людей. Но в реальности поработать на благо родины пожелали считанные единицы. Однако, несмотря на это, в министерских и ведомственных коридорах жизнь бурлит – там идет нескончаемая ротация старых, еще советских кадров. Недавно я разговаривала с преподавателем одной из цхинвальских школ. Учебное заведение считается одним из лучших в городе – его ученики всегда заметно выделялись на общем фоне уровнем образования, высокой мотивированностью и наличием здоровых амбиций. Практически все выпускники этого учебного заведения без проблем становятся победителями на конкурсах по распределению заветных российских "лимитов" и покидают республику, чтобы получать высшее образование в лучших вузах России. Но лишь незначительное число этих талантливых, чудесных ребят возвращается обратно.
Моя собеседница, вздохнув, объяснила, почему так происходит. Молодые цхинвальцы сталкиваются за пределами республики с миром колоссальных возможностей, с одной стороны, с другой – там жизнь основывается на ином, более свободном мироощущении. Там многие устаревшие советские подходы, с их пренебрежением к человеку, если даже не преодолены, то, по крайней мере, дискредитированы. Кому захочется возвращаться в затхлый, застывший в прошлом веке мирок, где отсутствуют социальные лифты, гражданские свободы, сколько-нибудь развитые общество и экономика?!
Но давайте попробуем себе представить, говорит моя знакомая, что человек все же сумел получить в республике работу по специальности. Что его ожидает? Он молод, ему хочется применить свои знания, изменить привычный и малоэффективный порядок вещей. Но его окружают люди из прошлого, которыми овладевает настоящая паника при мысли о малейших изменениях. Молодой специалист становится либо белой вороной, которую потихоньку сживают со света, либо частью унылой, провинциальной рутины, которая вытравливает в человеке все живое. Разочарованные "революционеры" увольняются, ищут возможности снова уехать в Россию, а пока она не представилась, перебиваются случайными заработками, ютятся на съемных квартирах, но живут, сохранив самое главное – собственную свободу и достоинство. Можно обвинять их в непатриотизме, но это – чушь! Они любят родину бесконечно.
Мне приходится часто общаться с выпускниками школ, и все они твердят, как мечтают вернуться в свой родной Цхинвал после обучения в России. Правда, в их отсутствие город обязан, считают они, превратиться в современный, благополучный и цивилизованный деловой и культурный центр с новой системой ценностей. В таком Цхинвале молодых, умных, с горящими глазами должны будут выхватывать, как пирожки, избавляясь от необразованности и серости.
Увы, горькая правда заключается в том, что и через десять лет лучшие представители молодежи предпочтут обустраивать свое будущее за пределами Южной Осетии. Уже сейчас моя родина может гордиться прекрасными врачами, признанными художниками, талантливыми предпринимателями, которые составляют славу России. И каждый родитель, отправляя свое чадо на учебу, в душе лелеет надежду, что имя ребенка рано или поздно появится в этом славном списке уроженцев Южной Осетии, нашедших свою судьбу на чужбине.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
По приблизительным подсчетам с 2003 года в Южную Осетию должны были вернуться около 2000 подготовленных молодых людей. Но в реальности поработать на благо родины пожелали считанные единицы. Однако, несмотря на это, в министерских и ведомственных коридорах жизнь бурлит – там идет нескончаемая ротация старых, еще советских кадров. Недавно я разговаривала с преподавателем одной из цхинвальских школ. Учебное заведение считается одним из лучших в городе – его ученики всегда заметно выделялись на общем фоне уровнем образования, высокой мотивированностью и наличием здоровых амбиций. Практически все выпускники этого учебного заведения без проблем становятся победителями на конкурсах по распределению заветных российских "лимитов" и покидают республику, чтобы получать высшее образование в лучших вузах России. Но лишь незначительное число этих талантливых, чудесных ребят возвращается обратно.
Моя собеседница, вздохнув, объяснила, почему так происходит. Молодые цхинвальцы сталкиваются за пределами республики с миром колоссальных возможностей, с одной стороны, с другой – там жизнь основывается на ином, более свободном мироощущении. Там многие устаревшие советские подходы, с их пренебрежением к человеку, если даже не преодолены, то, по крайней мере, дискредитированы. Кому захочется возвращаться в затхлый, застывший в прошлом веке мирок, где отсутствуют социальные лифты, гражданские свободы, сколько-нибудь развитые общество и экономика?!
Но давайте попробуем себе представить, говорит моя знакомая, что человек все же сумел получить в республике работу по специальности. Что его ожидает? Он молод, ему хочется применить свои знания, изменить привычный и малоэффективный порядок вещей. Но его окружают люди из прошлого, которыми овладевает настоящая паника при мысли о малейших изменениях. Молодой специалист становится либо белой вороной, которую потихоньку сживают со света, либо частью унылой, провинциальной рутины, которая вытравливает в человеке все живое. Разочарованные "революционеры" увольняются, ищут возможности снова уехать в Россию, а пока она не представилась, перебиваются случайными заработками, ютятся на съемных квартирах, но живут, сохранив самое главное – собственную свободу и достоинство. Можно обвинять их в непатриотизме, но это – чушь! Они любят родину бесконечно.
Мне приходится часто общаться с выпускниками школ, и все они твердят, как мечтают вернуться в свой родной Цхинвал после обучения в России. Правда, в их отсутствие город обязан, считают они, превратиться в современный, благополучный и цивилизованный деловой и культурный центр с новой системой ценностей. В таком Цхинвале молодых, умных, с горящими глазами должны будут выхватывать, как пирожки, избавляясь от необразованности и серости.
Увы, горькая правда заключается в том, что и через десять лет лучшие представители молодежи предпочтут обустраивать свое будущее за пределами Южной Осетии. Уже сейчас моя родина может гордиться прекрасными врачами, признанными художниками, талантливыми предпринимателями, которые составляют славу России. И каждый родитель, отправляя свое чадо на учебу, в душе лелеет надежду, что имя ребенка рано или поздно появится в этом славном списке уроженцев Южной Осетии, нашедших свою судьбу на чужбине.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия