Accessibility links

Монологи власти и оппозиции


Совместная работа власти и оппозиции в демократическом обществе придает развитию государства устойчивость
Совместная работа власти и оппозиции в демократическом обществе придает развитию государства устойчивость
Слышал как-то такое рассуждение: власть и оппозиция в демократическом обществе – это, мол, как бы две ноги человека, правая и левая, совместная "работа" которых придает развитию государства устойчивость. Но это происходит, конечно, только в том случае, когда власть не пытается, скатываясь к тоталитаризму, извести оппозицию, а та не превращается в "непримиримую" и не переходит к неконституционным методам борьбы.

Но если оппозиция не фальшивая, не декоративная, неизбежны обострения время от времени ее отношений с властью, эмоционального накала внутриполитической риторики. Порой этот накал возникает, что называется, на ровном месте, и у объективного наблюдателя не может вызвать ничего, кроме досады. Яркий пример из недавнего прошлого Абхазии – тот обмен публичными выпадами, который завязался летом 2010 года между тогдашним президентом Сергеем Багапшем и руководством оппозиционной партии "ФНЕА". Тогда после ухода из жизни первого президента Абхазии Владислава Ардзинба его именем была названа бывшая сухумская улица Аиааира (улица Победы), оппозиция предлагала переименовать в улицу Аиааира проходящий параллельно проспект Мира, однако Сергей Васильевич был убежден, что проспект Мира должен в столице Абхазии остаться, в улицу Аиааира же следует переименовать другую. Странный этот конфликт ("странный", потому что компромиссное решение тут в принципе было найти совершенно нетрудно) не разрешен, кстати, и до сих пор и используются оба названия, но речь сейчас не об этом, а о том, что тогда стороны успели без всякой надобности наговорить друг другу много злых слов.

Монологи власти и оппозиции
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:38 0:00
Скачать

Сегодняшнее обострение внутриполитической ситуации в стране – совсем иного рода, ибо возникло на почве вполне реальных и значимых проблем в социально-экономической жизни. Не знаю, можно ли это объяснить тем, что исполнительная власть "расслабилась", но к концу прошлого года в обществе к ней накопилось немало претензий. Например, как ни крути, но то, что проект госбюджета на 2013 год поступил в парламент в самый "притык" к Новому году, когда у депутатов оставалось крайне мало времени для его изучения, является недоработкой исполнительной власти. Гораздо существеннее то, что стопроцентное повышение тарифов на электроэнергию с 01.01.2013 (предпринятое во многом из-за того, что в предыдущие годы власти откладывали поэтапное повышение этих тарифов) и продолжающаяся инфляция наложились на "замораживание" пока зарплат бюджетников, что обозначает реальное снижение уровня жизни населения.

В то же время оппозиционерам не хватило "административной грации", когда 20 декабря прошлого года на съезде партии "ФНЕА" до принятия резолюции не предоставили слова для выступления премьер-министру РА Леониду Лакербая. Его резкое интервью сразу после окончания съезда освещавшим его журналистам вызвало в свою очередь ряд ответных эмоциональных заявлений оппозиционеров… Но в своем ежегодном послании парламенту, озвученном 25 декабря, президент РА Александр Анкваб прибег относительно этой перепалки, а также критики властей на съезде и даже требования съезда отставки правительства к фигуре умолчания.

Первой моей реакцией, помню, была мысль: "А что, может, и правильно сделал? К чему множить резкие высказывания, побуждать оппозицию к новым "ответам"? Ведь сколько раз доводилось наблюдать картину, когда полемисты следуют эмоциональным импульсам, цепляются за слова, пытаются уколоть оппонента… Не тот ли здесь случай, когда "молчание – золото"?" А потом все же подумал: "Но ведь, хотя бы даже формально и из политкорректности, разве ответ на требование отставки правительства не должен прозвучать?" И одним из вопросов, которые задал президенту на пресс-конференции 18.01.2013, был именно на эту тему. Последовала довольно долгая пауза, единственная в ходе той пресс-конференции, и президент ответил: "Нам надо быть намного уважительнее друг к другу. Вот мои комментарии. Что касается отставки правительства. Я знал, что вы зададите этот вопрос на пресс-конференции, поэтому в послании об этом не сказал. Отвечаю сейчас. Никаких оснований нет для отставки правительства".

А в понедельник 21 января было опубликовано Обращение к общественности и парламенту РА, подписанное от "ФНЕА" одним из его лидеров Дауром Аршба. И хотя в обращении содержится ссылка на высказывание президента на пресс-конференции: "Президент Анкваб А.З. публично заявил о том, что без российской помощи невозможно значительно повысить зарплату педагогам, работникам медицины, культуры, спорта" – в целом, пожалуй, оно тоже походит, скорее, на монолог. Причем упор правильно сделан на то, с чем действительно не поспоришь: "За все эти годы не были найдены реальные источники и возможности создания новых предприятий, производств, которые могли бы стать основой развития различных направлений национальной экономики, обеспечения рабочих мест… В настоящее время нас ставят перед фактом неизбежности повышения цены на хлеб, не говоря уже о высоких ценах на все товары первой необходимости". "В этой непростой ситуации, – заключает автор обращения, – выражаем надежду на то, что депутаты парламента РА, осознавая тяжелые для населения республики последствия происходящих процессов, действуя исключительно в интересах своих многочисленных избирателей, во благо всего народа примут решение, отменяющее Постановление правительства РА о повышении тарифов на электроэнергию".

На следующий день на первом заседании весенней сессии парламента депутаты действительно обратились с рекомендацией к Кабинету министров РА: не отменить, правда, а приостановить повышение тарифов "до повышения заработной платы работникам бюджетной сферы". А вот законопроект "О государственном бюджете РА на 2013 год", который после долгой дискуссии все-таки был принят большинством голосов в "президентском варианте", то есть без деления поровну между регионами 840 миллионов рублей на экономические проекты. Выскажу сугубо свою точку зрения: это предложенное в конце прошлого года в парламенте деление по регионам, которое тогда было поддержано почти единогласно, вовсе не было каким-то принципиальным вопросом; всем депутатам, мне кажется, не только оппозиционным, просто хотелось заявить, что они – не "машина для голосования". Когда же президент стал настаивать на своем и наложил вето, большинство их "вняло его аргументам".

Со стороны выглядит непонятным, почему депутаты в который уже раз не приняли вчера проект постановления "Об утверждении сметы расходов на содержание Банка Республики Абхазия". Спикер был шокирован и растерян. Действительно, ведь смета этих расходов в общем-то, внутреннее дело банка, и утверждение сметы – вопрос формальный. Но, как убежденно рассказывал мне сегодня один из парламентариев, депутаты просто выразили таким образом свою неприязнь к председателю банка, неприятие его на этом посту. Уже после голосования было решено пригласить на заседание председателя банка Иллариона Аргуна, который при рассмотрении вопроса отсутствовал. Депутаты задали ему интересующие их вопросы, получили ответы. Ну, а дальше что? Дальше, дал справку председатель профильного комитета, во второй раз голосовать сегодня уже нельзя. На ближайшем заседании парламент вновь вернется к вопросу об утверждении сметы расходов Банка республики.

И эту историю со сметой можно назвать неозвученным монологом недовольных состоянием банковской сферы.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG