Accessibility links

Национальный бренд тонет в неразберихе


Пока национальный бренд тонет в неразберихе, торговые прилавки республики захватили его конкуренты
Пока национальный бренд тонет в неразберихе, торговые прилавки республики захватили его конкуренты
Югоосетинскую минеральную воду "Багиата" разливают для потребителей с 1957 года. В советские годы эта горная лечебная вода была хорошо известна жителям многих регионов бывшей страны. После развала Советского Союза и грузино-осетинского вооруженного конфликта "Багиата" потеряла обширный рынок. Часто сменяющиеся в последние годы руководители предприятия любили делать громкие заявления, что югоосетинская вода и сегодня пользуется высоким спросом во многих городах России. "Багиату" по-прежнему называют брендом республики. Но специалисты убеждены, что перспективы производства могут оказаться далеко не блестящими, если не будут приняты меры для спасения "югоосетинского бренда".

Сегодня основными потребителями минеральной воды являются жители Южной Осетии. Громкие заявления о том, что "Багиата" вот-вот завоюет Россию как-то постепенно сошли на нет, несмотря на то, что аналог воды – "Боржоми" – исчез с российского рынка в 2006 году. О "югоосетинском бренде" чаще всего вспоминают исключительно в связи с очередным скандалом или происшествием, как, например, с недавним обрушением крыши заводского ангара под тяжестью выпавшего снега. "Багиату" не обходят вниманием и при составлении очередных экономических программ. На днях в югоосетинских СМИ была распространена информация о выделении 23 миллионов рублей на реконструкцию завода. Это притом, что в 2009 году, по словам главы парламентского комитета по промышленности Геннадия Кокоева, завод уже получил более 20 миллионов рублей. Депутат сомневается, что большая часть этих средств была использована по назначению:

"Когда встал вопрос о выделении 20 миллионах рублей Багиатскому заводу из госбюджета, я как экономист просил представить бизнес-план и технико-экономическое обоснование использования этих средств. Этого сделано не было. Председатель парламента протащил тогда это решение, сказав, что такова воля президента Кокойты. Как мы видим сегодня, эти средства были израсходованы, мягко говоря, неэффективно".

Национальный бренд тонет в неразберихе
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:08 0:00
Скачать

Глава парламентского комитета по промышленности удивлен и тем, что предприятие периодически заявляет о своей убыточности. По его данным, только по итогам нескольких месяцев 2011 года Багиатский наливочный завод заявил об убытках в 246 тысяч рублей, в 2012 году сумма выросла до 829 тысяч. Вопросы к предприятию были и у бывшего министра экономического развития Алексея Хабалова. В январе 2012 года, когда он возглавил министерство, общие долги предприятия составляли 4,5 миллиона рублей:

"И налоги, и зарплаты входили в себестоимость. Плюс к этому прибыль. Эту воду всегда продавали с прибылью, поэтому непонятно, как умудрялись делать такие долги. Проработав шесть месяцев, я так этого и не понял. Я обращался и в Генпрокуратуру, и в Управление по борьбе с экономическими преступлениями, но информацию по их финансово-хозяйственной деятельности так и не получил. Обращался я и в Контрольно-счетную палату, где мне ответили, что у них много дел и нет специалистов, чтобы непосредственно заняться Багиатским заводом. Люди из простой водопроводной воды делают деньги, сейчас существует множество технологий. А мы "горим" на целебной воде, которая бесплатно идет из скважины".

Но если Геннадий Кокоев считает, что грамотные менеджеры могли бы исправить ситуацию, то Алексей Хабалов уверен, что завод следует сдать в аренду частным лицам: "никому нет дела до чужого, к своему будут относиться бережно, по-хозяйски".

Пока национальный бренд тонет в неразберихе, торговые прилавки республики захватил его конкурент – минеральная вода "Ледник". На этикетке указано, что вода добыта из Багиатской скважины №17, хотя разлита она в Северной Осетии. Получается, что минералку везут через перевал в соседнюю страну, там бутилируют и возвращают в Южную Осетию. Мои собеседники высказали два предположения, как такое оказалось возможным. Первая версия: некий предприниматель пробурил якобы с разрешения местных властей скважину (но в правительственных комитетах по промышленности и охране природы ничего об этом не знают) и получил право на эксплуатацию скважины в течение десяти лет. Вторая версия: воду производят в самой Северной Осетии.

Но эти версии порождают другие вопросы. На каком основании предприниматель пользуется брендом Багиатского источника? Как он провозит "Ледник" через два таможенных поста и при этом держит более низкую цену по сравнению с "Багиатой"?

Ко всему сказанному следует добавить, что с недавних пор в магазинах Цхинвала появилась минеральная вода "Боржоми". В этих условиях будущее "Багиаты" становится еще менее предсказуемым, чем во время разрухи в 90-х годах прошлого века.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
XS
SM
MD
LG