Accessibility links

Аспекты репатриации


УВКБ ООН предложило предоставить репатриантам из Сирии статус беженцев, но они категорически отказались, заявив, что вернулись домой
УВКБ ООН предложило предоставить репатриантам из Сирии статус беженцев, но они категорически отказались, заявив, что вернулись домой
Вот уже два года в Сирии не утихает гражданская война, унесшая жизни десятков тысяч и сделавшая беженцами сотни тысяч жителей страны. Но если говорить о многих живших и живущих в Сирии потомках адыгских, абхазских и абазинских махаджиров XIX века, то тут вспоминается поговорка про клин, который выбивают клином: эта война их подтолкнула к переезду на историческую родину.

В Абхазию, которая сама еще далеко не залечила раны бушевавшей здесь двадцать лет назад войны, с мая прошлого года переехало жить 186 членов абхазо-адыгских семей из Сирии. Эту цифру привел, выступая в минувшую пятницу в ходе беседы за круглым столом в Госкомитете по репатриации министр иностранных дел республики Вячеслав Чирикба. "УВКБ ООН предложило предоставить репатриантам из Сирии статус беженцев, но они категорически отказались, заявив, что вернулись домой", – сказал Чирикба. В течение предстоящих двух недель в Абхазию намерены вернуться еще около 200 человек. "Более двух миллионов человек вынуждены были бежать из Сирии и в настоящее время находятся Иране, Турции, Ливане и других странах. Абхазы никуда, кроме Абхазии, ехать не хотят", – сказал там же представитель МИДа Абхазии в Сирии Шараф Маршан.

Аспекты репатриации
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:11 0:00
Скачать

В обсуждении проблем репатриации приняли участие вице-спикер парламента Адгур Харазия и другие парламентарии, секретарь Общественной палаты Нателла Акаба, председатель Госкомитета по репатриации Зураб Адлейба, руководитель НПО "Национальные ресурсы" Циза Гумба, представители общественности Роланд Ажиба и Дмитрий Аргун, предприниматели Сонер Гогуа и Рамзи Арютаа и другие. Репатриант Зиуар Арютаа, недавно приехавший из Сирии, поблагодарил руководство Абхазии и простых людей за то, что репатриантов тепло встретили и окружили заботой. Он также считает необходимым принятие четкой и понятной программы, в которой будут определены все обязанности репатрианта и государства. В противном случае будут постоянные требования. "Если человек начал работать, то он должен быть лишен пособия; необходимо обязать местные администрации помогать репатриантам с трудоустройством", – сказал он.

Активно обсуждаются различные аспекты репатриации и в блогосфере. В частности, такой вопрос, как расселение потомков махаджиров. Пока половина прибывших из Сирии живет в сухумском пансионате "Айтар", который с прошлого мая стал для них неким перевалочным пунктом, а половина – в многоэтажном доме в селе Дранда. На днях в одном из телесюжетов показывали коттеджи, которые строятся для репатриантов в селе Мачара того же Гулрыпшского района, причем, как я понял, не только для тех, кто из Сирии. Но некоторые интернет-пользователи активно возражали против такой практики: да, мол, новоприбывшие репатрианты в массе своей не знают ни по-абхазски, ни по-русски, и им, безусловно, поначалу проще быть вместе, но не возникнут ли в результате в Абхазии "арабские" поселения, и не затянет ли это процессы адаптации репатриантов и их интеграции в абхазское общество. Кое-кто говорил и о "турецких поселениях", хотя среди репатриантов из Турции многие владеют разговорным абхазским, и их возвращение на родину предков происходит более растянуто во времени.

Есть ли среди интернет-пользователей вообще недовольные приездом репатриантов? Да, такие голоса звучали, обычно это были высказывания тех, кто вопрошал: а чем провинились обездоленные семьи, члены которых родились и выросли в Абхазии, но которым государство не оказывает подобной помощи? Но подавляющее большинство участников обсуждения выступали резко против таких мнений, подчеркивая, что достойный прием репатриантов – это не только дело чести для нас, но и восстановление исторической справедливости.

А вот мнение, которое высказывает в письме в последнем номере газеты "Эхо Абхазии" читатель из Гудауты Русланом Шамба. Он возражает против распространенного мнения, что репатриантов следует селить в отдаленной сельской местности. Здесь, считает он, необходимо учитывать следующее. После махаджирства царские власти запрещали абхазам, как оставшимся на родине, так и тем, кто возвращался из махаджирства, проживать в Сухуме и по морскому побережью. Делалась это для того, чтобы еще больше ослабить "виновный народ", не допустить коренное население в наиболее значимые места. Затем эту политику развивали тбилисские власти. Именно в Сухуме они старались в первую очередь ограничить число абхазского населения и создать свое большинство. Сейчас ни царских, ни грузинских властей нет, но уже среди нас, мол, находятся люди, которые, исходя из каких-то своих соображений, невольно солидаризируются с колониальной политикой размещения населения. И в первую очередь именно в столице республики, считает он, нужно селить репатриантов. Это снимет многие проблемы. Ведь проживание в Сухуме означает не только пользование благами столичного города. Здесь больше, чем где-либо в Абхазии, есть условия для того, чтобы человек, начинающий свою жизнь в новом месте, смог как-то закрепиться, встать на ноги. В столице работают детские сады, школы, другие учебные заведения, объекты здравоохранения, учреждения культуры, лучше организован транспорт и т.д.

По мнению же участника упомянутого ранее круглого стола, представителя общественности Роланда Ажиба, если репатрианты до приезда в Абхазию всю жизнь жили в городах, то расселять их надо в городах Абхазии, поскольку многие из них никогда не видели даже живой курицы, а тех, кто жил или захочет жить в сельской местности, – селить в абхазских деревнях.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG