Accessibility links

Военно-политический кирпич


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия
События последних дней, связанные с намерением нового правительства расследовать обстоятельства грузино-российской войны, - это настоящий путеводитель по нравам грузинской политики.

Все началось не так гладко, ровно и красиво, как планировалось. Премьер-министру пришлось снова брать свои слова обратно и говорить: "меня не так поняли". Это уже стало привычным для политизированных граждан, которые почти еженедельно видят, как глава правительства что-нибудь ляпнет невпопад, затем все окружение пытается погасить маленький пожар, вызванный его словами, а в конце и он сам с виноватым выражением лица появляется на экране. Почти как Рубик-джан на суде против Мимино: "Я русски плохо знаю, вопросы такие задаете, неудобно отвечать..."

Впрочем, все зависит от того, как посмотреть. Даже противники нынешней власти отмечают редкостную для грузинской политики готовность нынешнего премьера публично признавать ошибки. Это нечто совершенно новое для Грузии - у нас даже последний колхозник, которого непонятно как занесло в политику, всегда стоит на своем. А тут у чувака 5,3 ярдов, но вот выходит, как нашкодивший пятиклассник: "Извините, был неправ". Прогресс, однако.

Так и на этот раз. Первоначальная фраза, которую можно было истолковать, как желание уличить предшественника в начале войны, была подчищена до относительной политкорректности: начала войну Россия, но все же мы должны знать, что было и как. Идеальная фраза для нашей политики, которая всегда и при всех обстоятельствах преследует одну-единственную цель - кинуть кирпич в противника. Она еще раз показывает: все на свете в этой стране связано с политикой. Даже когда говорят об искусстве, кухне или погоде, если вникнуть, то становится ясно: говорят о политике.

Так и тут. Никто не ставит перед собой угрожающую цель обличить грузинское государство в начале войны, все понимают: обличить-то, конечно, можно, но только Миша уже фактически на пенсии, а отвечать за новые обстоятельства придется самим "мечтателям". Поэтому сейчас перед юристами прокуратуры, Минюста и парламента стоит довольно тонкая и творческая задача - представить публике такой результат следствия, чтоб и Миша получился сволочью, и Путин.

На самом деле сделать это будет непросто. На первый взгляд достаточно лишь расследовать ошибки и глупости, допущенные руководством Грузии во время войны: не знаю точно никаких особых фактов, но могу предположить, что в августе власти были совсем не на высоте. Но, увы, "мечтателям" это не поможет, поскольку все понимают: широкомасштабную войну с Россией нам не выиграть. Даже если бы политическое и военное руководство сделало бы все на 100%, это бы не изменило сути дела - просто поражение было бы более достойным.

Главное, чем можно вывалять в грязи "националов", - это утвердительный ответ на вопрос: "Можно ли было предотвратить войну?" Но тут возникают сложности как объективные, так и субъективные.

Как можно дать вразумительный ответ на вопрос о том, кем была бы бабушка, если б у нее были... Ну, вы меня поняли. Совершенно экстремальная ситуация начала августа 2008 года оставляет огромный простор для предположений как в пользу "да", так и в пользу "нет". Это вопрос веры, кому как больше нравится. Сторонники "мечтателей" уверены, что можно было, "националов" - наоборот, невозможно, более нейтральные, вроде вашего покорного слуги, считают, что избежать было невозможно, но ответ грузинских властей с тактической точки зрения был самым неудачным из всех возможных. Как можно спорить по вопросу о вере?

Объективная сложность тоже понятна: Москва, Сухуми, Цхинвали, затаив дыхание, ждут малейшего признания со стороны Тбилиси - неважно, как оно будет обставлено, неважно, что во всем будет виноват Миша. В международной политике нет понятия "Миша начал войну", в международной политике есть понятие "Грузинская сторона начала войну".

Понимая, что такое признание будет сразу же использовано противниками, а взамен Бидзину Григорьевича максимум похвалят и фамильярно похлопают по плечу (Ай, молодца!), становится понятным, что такой вариант никого в Грузии не устраивает. Даже если цель - святая: кинуть камень в "националов".

Так что юристам придется ударно поработать, пытаясь придумать идеальную формулировку, чтоб и Мишу кровопийцей вывести, но и России козырь в руки не дать. Задача усложняется тем, что всем сестрам по серьгам уже раздала комиссия Тальявини, которая точно выполнила политкорректный европейский заказ - не делать однозначными виновниками войны ни одну из сторон.

То есть версия "чума на оба ваших дома" не сработает, если только ее творчески не дополнить, а творческое дополнение - вещь сложная: Москва слезам не верит. Как уже было сказано, ошибки собственно военного периода сегодня уже никого особенно не возмутят - война все-таки ни с кем-нибудь, а с Россией, как тут сохранить полную управляемость армией и государством?

В общем, "мечтатели" создали себе очередную проблему... Григорич, а оно тебе надо было? Понятно, еще один камешек в чужой огород, но ведь лишняя головная боль....

Но... Ответ один, и к войне он не имеет никакого отношения - такова грузинская политика.
  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG